Татьяна Иодко
Наверное, я не открою большой тайны, если прямо скажу, что многие из предсказателей - тарологов, работая со своим кверентом, так или иначе стараются «подколдовывать». Кто-то исполняя соответствующие ритуалы меняет, например, некоторые карты расклада, а кто-то пользуется гаданием как некой вводной процедурой для проведения совсем иных магических действий, скажем, из Вуду, Вики и пр. Сколько с подобными фактами ни боролись бы «исторические теоретики», типа В. Шмакова и ему подобных, они были, есть и, видимо, будут. О чем же идет речь, о непорядочных гадалках, о их манипуляциях с людьми, неких фокусах или о продуктивной магии Таро? В контексте данного вопроса нам бы и хотелось рассмотреть одну из карт Старших Арканов, а именно карту Мага.
Весь парадокс состоит в том, что в одних колодах эта карта называется Фокусником, в других – Магом. Но от названия-то значение ее практически не меняется. И более емко из всех известных нам авторов его выразила А. Хшановска. Она характеризует сей Аркан «волей, знанием, навыком находить контакт с людьми, умением рисковать, умением воплощать способности». Хорошо сказано! Хотя именно за этими словами коварно усмехнулась нам таинственная архетипичность, что присуща всем Старшим Арканам!
Возьмем любую карту из них, допустим, Императора. В ней возможно найти те же черты, особенно, если обратиться к историческим примерам. Учитывая, что наиболее старые из дошедших до нас колод принадлежат эпохе Возрождения, посмотрим, каковы в той эпохе черты Императора. Шарль Монтескье пишет: «Король Франции – самый могущественный государь Европы. Он умеет добывать золото из тщеславия своих подданных, которое более неисчерпаемого, чем любые золотые прииски. Он начинал и вел длительные воины, не имея иных ресурсов, кроме продажи дворянских титулов и, благодаря человеческой спеси, его войска регулярно получали жалование, крепости были обеспечены всем необходимым, а флот хорошо оснащен и экипирован». Нам думается, что это не только пример удачного правления, но также умения находить контакт с различными людьми - подданными, реализовывать интересы и воплощать способности. Не кажется ли читателю, что за спиной удачливого Императора таиться фигура Мага?
Хотелось бы изложить и далее столь замечательную мысль Монтескье, которую можно развить применительно ко всем Старшим Арканам. Ведь есть, по его мнению, чародей более могущественный Императора. Его называют папой. «Он умудряется внушать людям, что нет никакой разницы между единицей и тремя, что хлеб насущный – вовсе не хлеб, а вино – на самом деле не вино, и еще тысячи других вещей подобного рода». Заметьте, что ирония Монтескье нам раскрывает не столько мистический, сколько манипулятивно - психологический подтекст карты Иерофанта! Однако в любом случае, и величественный Священник по сути есть Маг, и только Магу подвластны Сила, Фортуна, наши отношения (Влюбленные). Отшельника, кстати, частенько называют Черным Магом. Вот почему, думается, что взятые в аспекте практического гадания, все Старшие Арканы – лишь маски, иллюзии, творческие проделки таинственного Фокусника. Возможно, что не без оснований, великий практик Этейлла считал, что эта карта может символизировать бога.
Действительно, ведь во многих теоретических построениях отечественных и зарубежных тарологов именно Аркану Мага приписывается божественная буква А (алеф) - первая буква как образ начала, которое дает развитие всему остальному символическому ряду из букв или карт. Близки также к этому мнению и практики. Так, например, известная в Екатеринбурге гадалка Вера Склярова утверждает, что у нее лично «Маг ассоциируется с выплеском некой энергии во вне, и важно правильно ли клиент сумеет распорядиться этой, излитой на него, как манной небесной, энергией». Мы, вслед за В. Скляровой, склоняемся к мнению, что Маг – это энергия, но, созидательная, творческая, способная принимать разные лики, пускай даже и разрушительные (Смерть, Башня).
Таинственные изгибы этой энергии становятся определенными архетипами – Арканами Старшими. Но разве непознаваема их энергия? Традиционное изображение Мага показывает нам человека, манипулирующего с символами Младших Арканов. Давайте обратимся к ним! В учении Ордена «Золотой Зари» считалось, что лишь «младшие» карты являются выражением кабалистических Сефирот, а «старшие» – путями меж ними, блистательными. Не будет пунктов назначения, не будет и связывающих их путей. А. Клюев и В. Хорьков в «Священных Картах Тота» указывают на аналогичный принцип: Младшие Арканы во многом определяют существование Старших. Что ж, поищем именно в них секрет успеха Мага!
Итак, с одной стороны, энергия Мага, аналогично принципам Младших Арканов, определяет существование и развитие архетипичности Старших, с другой стороны, она – иное по отношению к сиянию «вечных» глубин и Истоков. Откуда она пришла? Интересно в этом плане мнение создателей «Таро Бафомета» - Акрона и Г. Гигера. Они полагают, что карта Мага олицетворяет изгнание человека из рая и становление Ego. Возможно, что отсюда приходит творческая самостоятельность персонажа сей карты, умение прикрыться созданными им иллюзорными масками и, одновременно, быть превыше шаблонов.
Конечно, например, Шуту тоже несвойственны традиционные шаблоны мышления или поведения. Шут обладает только зачатками самосознания, а потому может, скажем, с успехом олицетворять бомжа, наркомана, алкоголика или человека, не умеющего устроить собственную личную жизнь. Маг может устроить и свою, и чужую. Но вот, свою ему очень надо? И не станет ли наш чародей от этого серой будничной маской, Фокусником? Мой знакомый колдун не задумываясь развелся с женой потому, что она, обязавшись перед свадьбой каждое полнолуние уезжать к родителям, стала нарушать договор. Искусство дороже!
Практические гадалки часто знают, насколько неблагоприятно сочетание Мага (достаточно мужской карты) с женственной Императрицей. Императрице тоже присуща магия. Это магия привлекательности, чар, дарения на земле будущего, а также семейных скандалов и ссор. Как верно замечал И. Кант, лишь женщина ничуть не стесняется затевать в таком маленьком государстве, как семья, внутренние войны. Таким образом, трепетная лань - невеста умеет превращаться порой в зубастую выдру – сварливую женушку, но это может эффективно влиять только на Императора. Маг посмеется лишь над самобытными фокусами очаровательной ликантропки, а вот Императрица почувствует себя, вдруг, не на своем месте. «Неужели я не женщина?» - скажет она, теперь уж болезная. Не получается в конкретных вещах быть вместе части и целому и, сколько не притворяйся, нельзя жить на свете настоящему Магу, не снимая с себя хотя б иногда маски! Он лучше устроит чужую жизнь…
Своя жизнь в искусстве. Изгнанник из рая создает новый мир. Вот почему ему близка Жрица. Она символизирует его знание, а в бытовой сфере профессионализм, пускай даже примитивный - профессионализм проститутки. Магия теперь – не фокусы, выкидываемые вечно неудовлетворенным Ego и тщательно изучаемые психологами и другими «душеведами», но умение достигнуть высот (а может низов?) Изначального Состояния. Подобное умение (Алхимия) само по себе пассивно, ибо олицетворяет процесс. Маг же организует последний, строит, изменяет свои архетипы, личины. Идя уникальным путем, он счастлив, а потому находится в гармонии со своей сутью. Так, например, об обретении этой гармонии человека с самим собой выразился Е Колесов. Когда человек становится чародеем, он «начинает развивать то лучшее, что было в нем, может быть, глубоко скрыто или подавлено, и жизнь его тоже начинает меняться. У него больше не возникает ситуаций, вызывающих недоумение, обиду или боль. Машину не угоняют, денег не крадут, даже кран в ванной больше не течет никогда – или по крайней мере до тех пор, пока он не сойдет с Пути, не допустит рецидива однажды преодоленных недостатков».
Эзотерическое искусство требует отчуждения Мага от масок, периодической отрешенности от обыденной жизни, а также сосредоточенности на желаемом. Вспомните плодотворное затворничество, например, у алхимиков (Отшельник)! Таким образом, он может настроить себя на постижение того, что недоступно большинству, а именно, на восприятие мира богов, духов, демонов, на видение космической гармонии или судьбоносных идей. Любая магия начинается с измененного состояния сознания. Конечно, медитация – тоже измененное состояние. Но магия – еще и активность. Она позволяет нам узнавать Судьбу. Великий маг Кроули выразил эту активность в ритуалах для начала (открывающий ритуал гексаграммы) и окончания гадания на Таро (закрывающий – пентаграммы).
Однако, просто узнать Судьбу – задача скорее просвещенной Жрицы, чем Мага. Находясь в непосредственном контакте с первобытными силами, Маг (если он Маг!) хочет получить инструкции о том, как можно изменить Судьбу, повлиять на характер и развитие архетипов. Об этом он вопрошает карты, причем, - не Старшие, а Младшие Арканы. В силу их сути, они способны сообщать о разных видах магических действий.
Принцип таких действий выражен еще в древней формуле: «объедини то, что вверху, с тем, что внизу». Работу данного принципа нам легче всего будет рассмотреть на примере каббалистической традиции, согласно которой «вверху» есть несколько жизненно важных сфер. Одну из них - сферу Гебура стоит, пожалуй, охарактеризовать насыщенностью агрессивных энергий. Визуально, их можно представить в образе воина, спешащего на поле брани, астрологически, можно связать с влиянием такой планеты как Марс. Сефире сей в земной жизни соответствуют недостаток удовольствия, борьба, поражения, денежные и материальные трудности. То есть, «внизу» она раскрывается в виде четырех пятерок. Они, как, впрочем, и Младшие Арканы в целом, в руках Мага способны давать инструкции о том, как в каждом конкретном случае можно, привлекая в свой мир влияние того, что «вверху», изменить его.
Допустим, Магу выпала Пятерка дисков, повествующая о некой земной проблеме. Чтоб трактовать ее как рецепт для изменения своего мира, ему нужно объединить проблему с ее агрессивной сутью, приходящей, как мы выяснили, из вне. Таким образом, Пятерка дисков может означать эпидемию, появление духов болезни, аварию, наличие жертв или жертвы.
Мне приходилось видеть колдунов, которые по определенным случаям зажигали красные свечи (Маг + Туз жезлов), собирали могильную землю (Маг + Четверка мечей), употребляли в ритуальных целях алкоголь (Маг + Семерка кубков), а также приносили на устроенный ими алтарь фрукты (Маг + Тройка кубков). Но навыки этих действий они черпали не из учебника магии, а из различного рода предсказаний, в том числе и на Младших Арканах. Таро не безобидно, если с ним работает Маг!
Отсюда кажется актуальной мысль о профессиональной этике работы тех людей, кто связан с предсказаниями Судьбы. К ней постоянно возвращаются в своих лучших работах Колесов и Хшановска. Они говорят о необходимости показать человеку несколько возможностей, а не давать готовых рецептов. Так, думается, в гадательной практике можно реализовать ценность свободы выбора человеком своего жизненного пути. Но, если кверента не устраивает ни одна из имеющихся в гадании возможностей, разве мы обязаны его уговаривать смириться с кармой и «нести свой крест», делать его слушателем наших вдохновенных проповедей? Нет, Маг не будет превращаться в Священника! Поддержит его в этом и безмолвная эмпатия Жрицы.
Известно, что чаще всего к предсказателям обращаются люди, непонимающие причин происходящих с ними событий или растерявшиеся, не волевые. В подобном случае гадалка или предсказатель вынуждены взять на себя, как верно замечает А. Котельникова, лидирующую роль, а именно «консультанта – интерпретатора, монополиста знания». Не отрицая роли самого кверента в жизни, нужно сказать: «Да, я знаю, что надо делать, сейчас мы постигнем и может быть изменим вашу Судьбу!».
Маг часто олицетворяет собой сильную и волевую личность, организаторские способности человека, а также умение нести ответственность за других. Не он избирает свой Путь. И если читатель уверен, что он – Маг и избран Путем, он может самостоятельно понять, как работает изложенный принцип изменения Судьбы, ознакомившись с Таро Кроули или отдав предпочтение другой аналогичной системе. Мы же сейчас ограничимся в рамках статьи общими выводами и примером методики их применения. Но, прежде чем использовать эту методику, Магу следует убедиться, что гадание не оставляет альтернатив свободе выбора кверента, что он готов взять ответственность за то, что, может быть, спасет ему жизнь.
Итак, магическое гадание производится только на Старших Арканах, а Младшие приберегаются на крайний случай, если понадобится изменение Судьбы. Старшие же нужно разложить в такой расклад, который может показать проблему клиента и несколько перспектив для ее разрешения. В этом плане, очень удобен расклад «Путь»*. В нем предполагается, что практически любую проблему возможно решить, предпринимая активные действия, либо, наоборот, пережидая, пока она не решится сама. Таким образом, есть два пути нашего отношения к жизни. К чему может привести каждый из них - говорит расклад.
Верхние карты (2,3,4) здесь говорят о пути активных жизненных действий, а нижние (5,6,7) - о возможности переждать.
1 – поясняет само содержание проблемы
2 – факторы, которые окажутся неважными во время действий
3 – что окажется значимым во время действий
4 – к чему приведет активный путь
5 – факторы, которые должны стать неважными во время ожидания
6 – что приобретет значение во время ожидания
7 – к чему приведет путь пассивности
Чтобы продемонстрировать работу расклада, приведу случай безысходности выбора, который совсем недавно возник в моей гадательной практике: Приходит женщина 25 лет и спрашивает, наладится ли ее бизнес и стоит ли занимать для этого денег.
Раскладываю «Таро Кроули»:
1 – Императрица
2 – Влюбленные
3 – Фортуна (перевернутая)
4 – Башня
5 – Император
6 – Дьявол
7 – Луна
Из данного расклада ясно, что проблема заключена в самой женщине, возможно, в неумении сочетать свой бизнес и дела домашние. Вероятно, что на наличии проблемы сказываются ее отношения с мужем, любовником, детьми, большие семейные и личные расходы. Действительно, ведь она – в общем, типичная представительница малого бизнеса, а одета явно «не по карману».
Если она станет занимать деньги, неважными окажутся для нее глубокие эмоциональные отношения с кем-то, ей придется перешагнуть «через себя» (ибо она – Императрица!). Да, естественно, она сможет, «перешагнет», займет. А Фортуна все одно не на ее стороне! Деньги «вылетят в трубу» – Башня.
Идем другим путем: она манкирует стороннего покровителя – Императора, а потому особо значимым становится для нее испытание собственных сил (Дьявол), которое она просто не выдержит (Луна). Пережиданием здесь не обойдешься.
Быть может, бизнес не стоит того, чтобы его спасать? Вроде неплохое занятие - торговля цветами. Нам остается лишь попробовать изменить Судьбу. Однако, нет никакого смысла воздействовать на путь «активности», ибо изменишь значение Фортуны, останется Башня, а если повлияешь на нее, значит Фортуна так и будет неблагоприятной. Пускай лучше остается испытание (Дьявол), а вот исход испытания мы постараемся трансформировать. Таким образом, в качестве карты бланки для рецептурно магического расклада мы выбираем Луну.
Затем, перемешиваем Младшие Арканы и, медитируя на Луну, вытаскиваем из них наудачу четыре карты. Они-то и будут представлять наш рецептурный расклад:
1 – К кому я должен обратиться за помощью?
2 – О чем нужно просить?
3 – Чем я должен пожертвовать?
4 – Должна ли быть эмоциональная нагрузка у моего ритуала?
Раскладываем Младшие Арканы:
1 – Пятерка жезлов
2 – Десять дисков
3 – Четверка мечей
4 – Туз чаш
Получается, что за помощью я могу обратиться к божеству или, скажем, к святому, доминирующим качеством которого является строгость. Просить его надо о материальном изобилии моего кверента, причем, ночью или достаточно длительный срок, поскольку значение Четверки мечей – это отдых. Им нужно пожертвовать. Эмоциональной нагрузкой ритуала должно стать чувство любви. Однако, Туз чаш может говорить и о том, что следует зажечь синюю или зеленую свечу. Я полагаю, именно зеленая свеча любви, да и, кстати, развитию материального благосостояния, более чем способствует.
Таким образом, мы получили рецепт изменения Судьбы. Воспользовавшись им, возможно преодолеть неблагоприятное влияние Луны. Но, что встанет не ее место? Для ответа на этот вопрос, нужно сложить номера Младших Арканов (5+10+4+1). Сложением мы получаем номер карты Эона (XX). Эта карта повествует, что период испытаний станет для нашего кверента бесценным жизненным опытом, дела поправятся, если к ним подойти творчески (сменить место, обновить рекламу, витрину).
Наверное, вы заметили, что в приведенной системе магических раскладов не используются фигурные карты. Однако, это не означает, что таковые не применяются в других магических системах, связанных с соответствующими колодами карт. Так, например, в «Магическом Таро» на фигурных картах, как и на Старших Арканах, стоят буквы, сочетание которых позволяет составлять заклинания. Во многом, подобны им и «Священные карты Тота». Мы, к сожалению, не обладаем возможностью в рамках одной статьи рассмотреть все современные методы коррекции Судьбы с помощью карт. Но в целом, заметим, что знание этой коррекции нужно практическому предсказателю.
Проблема состоит в том, что не всякий таролог способен быть Магом. Ведь Маг, будучи творцом архетипов, только условно принадлежит к типичному миру Старших Арканов. Ибо ему свойственны творческая активность, неутомимость, свежесть решений, свобода воли и уникальная непостижимость Пути. Совершенно другой тип человека предполагает, скажем, такой архетип как Башня: насильник, вор, закономерно кончающий заточением, виселицей, «вышаком». Вот сочетание уже Мага и Башни творческое – мошенник. Его не так-то легко поймать.
Да, Маг способствует развитию всех архетипов, чем, кстати, существенно влияет на жизнь конкретных людей. Мы можем изучать сочетание разных карт или исследовать историческое развитие всех архетипов, в чем уподобиться Отшельнику. Но, продуктивно ли это в неповторимой мистерии жизни? В ней счастлив лишь творящий ее Маг!
Начальная страница | Коллекция | Тексты |