Котельникова А.А. и Котельников А.Г.
из книги "Египетское предсказательное ТАРО"
В последнее десятилетие на волне интенсивного общения с Западом и повышенного внимания к модным увлечениям России конца прошлого века широким кругам стал известен такой интересный раздел оккультной философии, как ТАРО.
Колода карт ТАРО на первый взгляд очень напоминает обычные, известные всем игральные карты. И это не удивительно, ведь игральные карты произошли от ТАРО путем усечения и упрощения. Вокруг происхождения ТАРО ходит очень много овеянных мистическим туманом легенд.
По одной из них, Арканы ТАРО представляют собой чудесным образом дошедшую до нас египетскую иероглифическую книгу, состоящую из 78 таблиц. Известно, что в Александрийской библиотеке, кроме папирусов и пергаментов, было много книг, состоявших из большого числа глиняных или деревянных таблиц. Предание о ТАРО гласит, что некогда это были медали с выбитыми на них изображениями и числами, затем металлические пластинки, далее – кожаные карты и, наконец, карты бумажные.
Есть еще одна очень красивая легенда о происхождении ТАРО. П. Христиан в своей "Истории магии" описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, в котором особую роль играли изображения, похожие на 22 Аркана ТАРО. "Посвященный оказывался в длинной галерее, поддерживаемой кариатидами в виде двадцати четырех сфинксов – по двенадцать с каждой стороны. На стене, в промежутках между сфинксами, находились фрески, изображающие мистические фигуры и символы. Эти двадцать две картины располагались попарно, друг против друга. Проходя мимо двадцати двух картин галереи, посвященный получал наставление от жреца. Каждый Аркан, ставший, благодаря картине, видимым и ощутимым, представляет собой формулу закона человеческой деятельности по отношению к духовным и материальным силам, сочетание которых производит все явления жизни."
Однако если провести честные и непредвзятые исследования древнеегипетского символизма, мы не найдем никаких следов двадцати двух Арканов ТАРО. Символы ТАРО не имеют ничего общего с теми египетскими памятниками, которые сохранились до нашего времени. Поэтому нам придется принять утверждение Христиана на веру, предположив, что его описания, как он сам говорит, относятся к "тайным убежищам храма Осириса", от которых не сохранилось ныне следов. Также является достаточно спорным утверждение об индийском происхождении ТАРО: ни в живописи, ни в скульптуре, ни в эпосе нет ни малейших следов Арканов ТАРО, их логики и структуры символов.
Гораздо более реальным представляется гипотеза о масонском средневековом происхождении Арканов ТАРО. Рисунки на сохранившихся древних картах, а также их логика соответствуют европейскому символизму XV века. Самое раннее документальное упоминание о картах ТАРО относится к 1367 году.
В "Исследованиях по истории игральных карт" Самуэль Уэллер Сингер выдвигает тезис о том, что карты проникли в Южную Европу из Индии через Аравию. Вполне вероятно, что они были частью магической и философской мудрости, перенятой Тамплиерами от сарацин или же от одной из мистических сект, процветавших в то время в Сирии. По возвращении в Европу Тамплиеры во избежание преследования скрыли тайное значение символов, используя страницы своих магических книг как средство развлечения и игры. В поддержку этого взгляда Джон ван Ренселлен писал в "Книге дьявольских картинок": "Эти карты были ввезены возвращающимися домой воинами, которые привезли с собой много приобретенных на Востоке обычаев и привычек, и это является довольно точно установленным фактом. И это не противоречит мнению многих авторов, что цыгане, которые начали бродить по Европе примерно в то же время, ввели в обычай карты, которые использовались ими для тех же целей, что и сегодня – для предсказания судьбы".
Курт де Гебелин, большой знаток символики, живший в XVIII веке, видел в картах ТАРО, которые с незапамятных времен использовались для гадания, ключ к мистериям средневековья да и более древних времен. Он считал, что в этих картах как бы отражаются древнеегипетская религия и восточное общество. Для Гебелина и его многочисленных последователей было очевидно, что распространителями ТАРО являются цыгане, переселившиеся в Европу в средние века. Цыгане рассказывали о картах чудеса и использовали их (как, впрочем, и сегодня) для предсказаний.
Книга известного оккультиста XIX века Элифаса Леви "Учение и ритуал высшей магии" (1853г.) написана по плану ТАРО. Каждой из 22 карт Леви посвящает две главы. Он часто ссылается на ТАРО и в других своих книгах: "Великая тайна", "Великий Аркан или разоблаченный оккультизм" и др. Представляет особый интерес "История магии" Христиана (1854г.), в которой впервые приводится астрологическое толкование 56 карт.
Интересный материал для изучения ТАРО есть в трудах Освальда Вирта, восстановившего рисунки ТАРО и, кроме того, выпустившего несколько интересных книг по герметическому и масонскому символизму.
О ТАРО упоминается в книгах Е. П. Блаватской – и в "Тайной Доктрине", и в "Разоблаченной Исиде". Елена Петровна придавала философии ТАРО особое значение. Она высказывала предположение, что эти карты достались нам в наследство от легендарной цивилизации Атлантиды, откуда они предположительно попали к египетским жрецам.
Изучающему ТАРО следует обратить особое внимание на книгу нашего соотечественника П. Д. Успенского "Новая модель вселенной" (1914г.), в которой данной теме посвящена целая глава.
Особо надо отметить о работе А. Уайта (1857-1942), который реконструировал колоду ТАРО, фактически создав новую. В этой работе ему помогала художница Памела Колмен Смит. Колода карт "Rider Waite Tarot" и книга "Иллюстрированный ключ к ТАРО" появились в 1910г. и решительно отличались от всех существовавших тогда систем.
У французского оккультиста доктора Папюса есть две книги, специально посвященные ТАРО: "Цыганское ТАРО" и "ТАРО для гадания". Репринтные издания этих книг были одними из первых, которые открыли мир ТАРО для отечественного читателя в конце восьмидесятых - начале девяностых годов.
Из современных авторов и составителей книг по ТАРО хотелось бы особо отметить В. Беньковского и Е. Хаецкую, чья книга "В мире ТАРО" (С.-Петербург, "Космос", 1993г.) явилась одной из самых первых полных и оригинальных книг на данную тему. В ней приводится весьма интересная и оригинальная трактовка и осмысление феномена ТАРО.
И хотя мнения авторитетов по поводу происхождения карт расходятся сильнейшим образом, ТАРО в том виде, в каком мы его знаем сегодня, датируются XIV – XV веком. С тех пор они мало изменились по форме и структуре, хотя многие символические подробности и тонкости были изменены или пропущены, утрачены. Некоторая символика менялась вместе с изменением мировосприятия человека. Ведь совершенно логично, что символический язык средневекового оккультиста будет значительно отличаться от символического языка современного предсказателя. И пусть этот факт не пугает ревностных почитателей старины, старающихся детально сохранить все старые формы. ТАРО является живой философией, для которой вполне естественно преображаться и совершенствоваться вместе с сознанием человечества.
В XIX - XX веке появилось множество оккультных и философских школ, которые считали своим долгом внести посильную лепту в совершенствование или реконструкцию ТАРО. Появились сотни (и по сей день продолжают появляться!) новых систем, каждая из которых претендует раскрыть истинный смысл аллегорий и символики ТАРО. И каждый из них по-своему прав. Каждая созданная система ТАРО будет говорить на том языке символических и философских понятий, который заложил в нее ее создатель.
Изучая современные системы ТАРО нельзя обойти вниманием такую известную, как "ТАРО Тота" Алистера Кроули (1944г.). Алистер Кроули (1875-1947) был одной из самых скандальных личностей оккультной сцены начала нашего столетия. В системе карт, как в зеркале, отразилась оригинальная, порою противоречивая философия и мировоззрение Кроули. В создании карт ему помогала художница Фрида Харрис.
Начальная страница | Коллекция | Тексты |