Феликс Эльдемуров
Изучая символические образы, чьи истоки дошли до нас из далекой древности, мы поневоле обращаем внимание на то, сколь почетное место в них занимают образы женские. Богиня или красавица-принцесса, опасная искусительница или добродетельная скромница, женщина искони - олицетворение тайны бытия, его сакрального, чарующего смысла, мимо которого не в силах пройти ни один настоящий мужчина, чей неутомимый дух приходит в мир для того, чтобы познавать. Само слово "познание" оказывается неотъемлемо связанным ни с чем иным, как с образом женщины.
Карты Таро, - выверенная в течение многих веков система архетипического строения мира, - так же неизбывно пропитаны образами женского свойства. Аркан "Мир", символизирующий вершину проникновения в величайшую тайну бытия, есть типично женский образ великой Спирали, которая выводит человека на все новые витки развития. Пускай свободный дух всесилен и способен бесконечно и вольно путешествовать в высотах и глубинах мироздания, но осветить и указать путь ему способна лишь его душа - нарочито женский образ. Вне души дух распадается, его энергия теряется впустую.
1
В Таро присутствуют два подчеркнуто магических Аркана. В Аркане 1 царствует Маг, дух активный, единоначальный, не признающий каких-либо корректировок своего поведения. В Аркане 11, где молодая женщина с легкостью укрощает Льва, схватив его за челюсти, находится управа и на чрезмерную активность духа.
Само слово "Таро" есть синоним слова "круг", а еще точнее - "круг знания". Слово "аркан", употребляемое в качестве обозначения каждой из 78 карт Таро, обычно сводят к латинскому "арканум" - "тайна". Однако, эта тайна не была бы тайной, если бы она не захватывала , не пленяла, не увлекала, - то есть, не действовала бы и впрямь подобно петле наброшенного аркана, то есть так, как подобает действовать женщине.
Интересующимся символикой древности наверняка памятен образ Сфинкса, или точнее - Сфинкс (ибо это существо - женского рода). Слово "сфингио" в переводе с древнегреческого означает "поглощать" или "сдавливать", от него же происходит наименование кольцевых мышц-сфинктеров в теле человека и животных. Помимо роли мифического чудовища, Сфинкс - олицетворение Знания, ведь для того, чтобы постигнуть что-либо, необходимо быть поглощенным этим. Все случаи, когда герои мифа или легенды бывали проглочены каким-либо существом (китом, змеей, драконом и т.д.), на самом деле скрыто повествуют о процессах познания.
Аркан "Мир", где прекрасная Дева совершает свой вихревой танец в обрамлении свившегося в кольцо тела змея, имеет по углам четыре таинственных изображения. Мы имеем возможность лицезреть их и на православных иконах. Это четверка священных существ: Лев, Орел, Телец и Человек (Ангел). Совмещенные воедино, они составляют облик Сфинкс - с лицом Ангела, крыльями Орла, передним лапами Льва, хвостом Тельца...
2
Затронув тему Арканов, мы неизбежно погружаемся ( то есть, как становится понятным - бываем поглощены, познаем) в миф.
Трудно сказать, аспектов какой мифологии в Таро отражено больше - древнеегипетской, древнегреческой, христианской или северогерманской... Однозначно можно заметить только, что во всякой мифологии повествование неизбежно опирается на сложившиеся веками психологические образы, архетипы, а это в общем, и есть те самые Арканы.
Одним из самых значимых в Таро предстает Аркан 17 "Звезда", чье толкование "Надежда". Каббалисты средневековья называли его "Звездой Магов". Его красноречивый образ ведет нас дальше, в будущее, к будущему Аркану "Маг" нового круга мироздания.
Девушка, опустившаяся на одно колено, изливает священную влагу из двух кувшинов, золотого и серебряного. Над ее головой восходит Звезда новой жизни. Птица (или бабочка), перелетающая с ветки на ветку, символизирует возможность перехода из мира в мир, из Вселенной во Вселенную, что указывает на бесконечность путей превращения и бесконечное разнообразие мира в странствиях души и духа...
Примерно так египтяне изображали бога реки Нил. Эта река, как известно, начинается с двух истоков, Белого и Голубого Нила. Однако здесь можно привести и несколько иное соображение.
Слово "река" не случайно имеет определенное сходство со словом "речь". В речи же, как всем нам известно, слово - серебро, а молчание (точнее - умолчание) - золото. Следует иметь в виду, считают знатоки, что под термином "молчание" нам ни в коем случае не следует понимать немоту. Это - подтекст, тайна, которую невозможно передать словами, образ, который встает за нашей письменной или устной речью. Он может быть только понят.
Героине этого Аркана астрологически соответствует Знак Девы. В созвездие Девы, согласно древнегреческому мифу, удалилась с Земли разочаровавшаяся в людях богиня истины Астрея, дочь Зевса и Фемиды, правившая миром в Золотой Век. Каноническое изображение ее матери, называемой каббалистами Великой Темис, восседающей на троне с мечом и весами, помещается в 8-м Аркане, карте Правосудия и Кармы. Нумерологически число 17 может быть сокращено как 1 + 7 = 8 , то есть Астрея есть будущая Фемида, богиня правосудия. Имя Астрея переводится как Звездная, а слово "надежда" этимологически восходит к значению "ожидаемый путь", путь предназначения.
3
Вернемся к образу Нила. Для египтян одним из важнейших событий года был разлив реки. Пик его приходился на тот период, когда Солнце переходило из Знака Девы в Знак Весов. На рисунке Аркана 10 Сфинкс указывает мечом как раз на эту точку Зодиакального Колеса. После прохождения ее Солнцем Нил начинал возвращаться в свои берега.
Знаку Весов в Таро соответствует образ Аркана 14 "Время". Мы видим женоподобную или андрогинную фигуру. В руках у нее золотой и серебряный кувшины. Только теперь они повернуты горлышками друг к другу - так, чтобы ни одна капля не проливалась мимо.
Получается, что эти два Аркана повествуют нам не только о процессе речи, символизируемом разливом реки, но и о его закономерном завершении... Однако и это - далеко не все!
Оказывается, что в истолковании смысла карт существует еще одна интересная закономерность, на сей раз - перенесенная на почву русского алфавита.
Если мы обратимся к современному Алфавитно-Символическому Таро России (АСТРО), окажется, что Аркану 17 может, в частности, соответствовать буква Q , (которую наша азбука не переняла из греческого по причине сугубо исторической), а Аркану 14 - буква О.
Аркан 17 - путь, бесконечность, разлив... Символ Q - излияние, обозначение чего-то, выходящего за обычные рамки.
Аркан 14 - ограничение, вхождение в берега. Символ О - подчеркивает смысл этого.
Не правда ли, что форма буквы Q напоминает собой... открытый рот? И язычок высовывается, дразнит. Более строгая буковка О - рот закрытый.
Словом, разливается Нил - разливается речь, Нил начинает входить в берега - и речь начинает так же "входить в берега"...
Если мы припомним ко всему этому, что соседним знакам Скорпиону (Аркан 16 "Башня") и Льву (19 "Солнце") в АСТРО приписываются соответственно русские буквы Р и Т, то на зодиакальном круге, уже без особенных премудростей, прочитаем:
Р - О - (Q) - Т (Скорпион - Весы - Дева - Лев) , то есть - Р О Т .
Очевидно, недаром в русском языке существуют такие слова как "тарабарить", "тараторить", "тарантить", а также и - "аркать" - в значении "говорить".
Таро своими, в первую очередь "женскими", Арканами настойчиво напоминает нам о глубочайших тайнах, хранящихся в самом, казалось бы, обычном для нас - в нашей Речи.
Понятие разлива вод, будь то разлив реки, всемирный потоп или потопление фараонова войска водами моря - событие символическое. Это отражение обряда инициации, испытания, ниспосланного Свыше, посвящения в глубокое таинство, когда душа, проходя через страдания и перипетии борьбы очищается, возрождаясь к новой жизни. В христианстве ему соответствует обряд крещения водой. Вода же и ее истечение традиционно связываются со словом и речью. Водолеем, например, на Руси называли говорливого человека.
Что для нормальной женщины является самым важным в общении? Правильно, как поется в известной песенке - "ах, было б только с кем поговорить..."
"Искони бе Слово. И Слово бе от Бога. И Бог бе Слово." - читаем в Остромировом Евангелии. Говорит женщина - говорит Бог...
4
Возможно, что, как полагают некоторые ученые, в основу порядка Арканов Таро изначально были, в основном, вложены идеи гностицизма - христианского течения, которое позднее было признано еретическим и отторгнуто церковью. Тому есть примеры. Но вряд ли можно найти серьезные аргументы и против того, что в них отражено немало подлинно христианских идей, и более того - присутствуют явно библейские образы, диктующие развитие всей системы Таро как мифа. Обратимся же к ним!
Дева Аркана 17 , Звезда-Надежда как бы выпадает из общего строя Арканов. Этапам ее жизни (детство-юность-зрелость -старость) соответствуют четыре Дамы-Сивиллы Арканов Младших - Посохов, Чаш, Пантаклей и Мечей. Однако она как бы убегает от этих аспектов Майи, возвращая повествование мифа вновь и вновь к Аркану 1.
Она несет с собой тайну будущего; ей ли не беречь ее от непосвященных и просто врагов. Близ нее располагаются такие карты, как Аркан 15 "Диавол", 16 "Башня" - факел в руке Диавола, 18 - номер которого раскладывается как 6 + 6 + 6 ...
Образ Аркана 1 нередко сравнивают с образом Бога-Отца, 2 - Бога Духа Святого, 3 - Бога-Сына. Естественно, что просто так взять и изобразить в картах Таро христианскую Троицу невозможно. Поэтому творческий принцип, характерный для Бога-Отца, иносказательно представлен Магом. Принцип проникновения Святого Духа и предсказание будущего появления Бога-Сына отражают собой "женские" Арканы 2 и 3.
Вечная девственница, чей символ - Луна, именуемая Жрицей или Папессой, встречает нас в рисунке 2-го Аркана. Это - дева, хранящая тайну, проникнуть в которую способен лишь тот, кого ведет высокое духовное начало. Мы не можем видеть сам Святой Дух, но можем воспринять его присутствие...
Женщина, которая ожидает ребенка, восседает на троне в рисунке Аркана 3. Ее сын еще не появился на свет, но об этом уже предупреждают изображение Орла на щите и скипетр, который она вручит младенцу. Ее ребенок уже присутствует в самом Аркане, хотя и не может быть виден на рисунке...
Эти персонажи Таро, представляющие последовательное развитие одного и того же образа, можно соотнести с образами Девы Марии и Богоматери. В кириллице им будут соответствовать буквы Б и В. Интересно, что предшественницей их обеих является одна и та же греческая буква "бета", которая позднее, в Византии, приобрела имя "вита", то есть - "жизнь".
"И явилось на небе великое знамение - жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней..."
"...Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.
И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.
Но земля помогла жене, и разверзла уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей..."
(Откровение, гл.12).
В этих отрывках из Апокалипсиса мы можем отчетливо увидеть этапы развития нашего главного женского образа. Оно может показаться несколько хаотическим, но нельзя забывать о том, что в лице Арканов Таро мы имеем не прямой пересказ Нового Завета, а отражение построения мира в его бесчисленных отражениях и преломлениях понятий.
На рисунке 3-го Аркана Таро мы видим Императрицу или Владычицу - в венце из звезд, с крыльями орла за спиной, попирающую ногой лунный серп. Луна - древний символ дороги, отрицание ее - выбор своего, неповторимого пути, символ инициативного шага, поступка, деяния.
Не исключено, кстати, что образ своей Царевны-Лебедь А.С. Пушкин (вне всякого сомнения - Таро хорошо знавший), хотя бы отчасти, взял отсюда. Одна из двенадцати звезд должна гореть во лбу Императрицы. Что касается серпа луны или месяца, то блестеть под косой он мог у нее же, но еще - и во втором Аркане, где характерно луноподобную лингамическую корону мы видим на голове девственницы-Жрицы.
5
Образы богинь в мифологиях многих стран и времен включают три основных аспекта: богиня-дева, богиня-мать, богиня-старуха. Если два первых из них представлены в Таро образами Жрицы и Императрицы, то третьей ипостасью будет образ не совсем обычный. Речь пойдет о... Смерти.
Незнакомые с Таро люди этого Аркана боятся. Но его устрашающая личина - не более, чем маска. В толкованиях Аркан 13 "Смерть" предсказывает действительную смерть лишь в особо исключительных случаях. Основное же его значение - приход нового, изменение, превращение, переменчивость и т.п. На рисунке Смерть выкашивает косой головы, растущие впереди, однако позади нее они вновь отрастают. Посему слово "смерть" должно этимологически ассоциироваться со словом "смена", тем более, когда речь идет не о прекращении физической жизни, а о переходе в иное качество еще при ней, в ходе совершения обряда посвящения, инициации.
Разновидностью обряда посвящения, посвящения в новое знание, является работа с Арканами. Человек не может два раза войти в одну и ту же реку - это умозаключение Гераклита вспоминается всякий раз, когда исследователю доводится общаться с Таро, будь то предсказательная, медитативная, исследовательская или магическая работа. Человек не может два раза войти в одну и ту же реку Арканов...
"Нравится ли тебе твоя оболочка, сочувствуешь ли ты герою, которым представляешь себя? Если да, то хорошенько подумай, что в тебе все-таки должно перемениться. Ибо наступит время, когда раздумывать будет поздно, и все за тебя решит всевидящее и безжалостное Время." - так указывает в своем труде "Герой с тысячью лиц" Джозеф Кэмпбелл.
Аркан "Смерть" тесно связан с Арканом рождения, или, как его мы уже называли, "Императрицей". Оба они есть два звена в общей цепи перерождений. Неслучайно Аркану 13 астрологически соответствует Знак Близнецов, а третьему - планета Меркурий, управляющая этим Знаком.
В это общество с поистине роковой неизбежностью вклинивается еще один Аркан, о котором мы уже упоминали, а именно - Темис, Фемида. Каждый поступок должен находить свое воздаяние, и не случайно цифра 3 ("Императрица" - инициатива) есть половинка цифры 8. Если пойти по системе АСТРО, то буква В "Императрицы" и буква З "Правосудия" объединяются в один символ - восьмерку с вертикальной прямой линией посередине, знаком великого кадуцея Гермеса, жезла, оплетенного двумя змеями - символами вселенской мудрости и познания.
Меркурий или Гермес указывает путь. Фемида определяет характер дальнейшего перерождения, определяемый Астреей, Арканом 17.
Итак, женщина побуждает героя к действиям, женщина определяет программу действий, и она же дает оценку и определяет меру воздаяния. К этим выводам подталкивает нас символика карт Таро.
6
Без сомнения, не менее половины всех сеансов гадания или предсказания освещают собой проблемы чисто личного свойства. Любит - не любит, плюнет - поцелует, к сердцу прижмет... И так далее.
6-й Старший Аркан "Влюбленные" (или "Возлюбленный") традиционно считают картой Венеры. Люди, чьим числом рождения (то есть, числом, получившимся в результате многократного нумерологического сложения цифр дня, месяца и года рождения) является шестерка находятся, как это считается, под особым покровительством богини Любви. Если даже природа не одаривает их каноническими чертами красоты, то не преминет в избытке наделить поистине бездной личного обаяния. Этим людям достаточно просто заговорить или даже посмотреть, чтобы накрепко влюбить в себя собеседника (собеседницу). Помимо этой поистине чарующей привлекательности они наделены и немалыми талантами во многих областях искусств и гуманитарных наук.
А ведь исконно, в самых ранних из известных вариантов Таро эта карта вовсе не принадлежала Венере. На ней изображался молодой путник, стоящий на распутье двух дорог. Скрестив руки восьмеркой, он никак не мог решить, которую из них выбрать. И Аркан этот посвящался проблеме Выбора - как одной из отличительных особенностей человека мыслящего перед животной природой. Уже позднее справа и слева от путника этак ненавязчиво возникли из небытия две женские фигурки. Одна из них в вызывающей позе встала слева, другая заботливо подхватила под локоток справа... И бедный путешественник тут же начисто потерял самостоятельность, ведь теперь все стало зависеть от того, какая из женщин, эффектная или целомудренная, одержит верх. Астрологически коварная "сладкая парочка" может быть ассоциирована с Черной и Белой Луной, а как нам известно, Луна символически - дорога. Можно двигаться по одной, но невозможно - по двум сразу...
Аркану 6, согласно АСТРО, в русском алфавите соответствуют две буквы - Е и Ё. Озадаченный юноша гадает, кого же, в конце концов, выбрать: ЕЁ или ЕЁ? Можно добавить, что буква Ё - одна из самых молодых в алфавите, ей всего около двухсот лет. Впервые (в своем нынешнем виде) введенная Карамзиным, она получила полный статус гражданства лишь в... 1956 году. До того она бледной тенью скиталась по алфавиту, попадая то в его конец, то на место ушедшей буквы "ять". А служители православной Церкви до сих пор не приемлют "рогатой" буквы! Так-то оно - быть соотнесенной с коварной соблазнительницей и Черной Луной...
В некоторых колодах мы, вместо описанной выше картины, находим иллюстрацию к библейскому сюжету о совращении Адама и Евы. В ней неизменный змий преподносит первым людям неизменное яблоко с неизменного Древа Познания Добра и Зла.
Так или иначе, но над головами их извечно витает крылатый гений, Амур, символизирующий великую случайность выбора - как любовного, так и жизненного.
Любви, в той или иной ее ипостаси, посвящены аспекты многих других Старших Арканов. Это и Аркан 11 "Сила" (Дева со Львом), посвященный, помимо всего, и магической, и сексуальной силе. Число 11 не зря именуют шутливо "дамские ножки"... Это Арканы 16 и 18, отражающие в своем рисунке мужское и женское начало; Аркан 17, посвященный развитию отношений и т.д. Особо следует выделить, конечно, Аркан 15 "Диавол", где у ног огненного Демиурга помещены спутанные цепью мужчина и женщина. Это отражение неминуемых пут, судьбоносных и кармических, связывающих между собой души как в конкретной жизни, так и в цепи бесчисленных перерождений...
7
Итак, женщина побуждает мужчину отправиться в путь, от нее зависит, каким будет этот путь, она определяет, какая награда ждет преодолевшего все преграды на пути. Она же сама по себе есть величайшая тайна, величайшие тернии и величайшая награда. Она - Жизнь. Она - Речь, несущая в мир Слово Божье. Она - Познание - цель активного духа, мужского начала. Мимо нее невозможно пройти, хотя и встреча с нею далеко не всегда безопасна. Однако с этим следует смириться, ведь канонически искушение - только один из непременных аспектов великого замысла Творца, символизируя осуществление которого все кружится и кружится в своем вихревом фуэте великая плясунья Таро.
Начальная страница | Коллекция | Тексты |