Fra: Innominatus
Кажется, П.Д. Успенский называл Таро конспектом герметических наук. Алистер Кроули сделал многое, чтобы его колода еще в большей степени соответствовала этому определению. Даже на первый взгляд Арканы выглядят насыщенными (и перенасыщенными) символикой. Когда же внимательно вглядываешься, то это впечатление усиливается многократно. Это уже не просто символы, а взаимосвязанные системы символов, для разгадки которых требуется усилие.
Прочитав описание Аркана Шута в колоде Кроули(1) и соглашаясь с его изящным толкованием, я увидел на рисунке еще кое-что. Может быть, это покажется интересным и другим, работающим с этой колодой.
Первое, на чем (кроме самой фигуры Шута) останавливается взгляд – это радужная спираль, сопоставляемая с тремя уровнями Отрицательной Троицы(2) . На третьем уровне (Эйн-Соф-Ор) расположены зооморфные символы, о которых ниже. Спиральная система проходит через "сердце" Шута – чакру Анахату. На рисунке изображены и другие чакры – Сахасрара (сфира Кетер), Свадхистхана в форме и Муладхара – верхний восьмилучевой цветок между ног Шута (о цветках тоже ниже).
По третьему уровню Спирали к Анахате движутся голубь, сокол (символ видения; см. гл. 24 Книги Лжей(3) ), бабочка и навершие египетского жезла-кадуцея, изображенного, например, на рисунке Аркана Диавола. А над навершием жезла вырисовывается чешуйчатая глава Змеи.
От этого вся картина как бы меняется. Сама Спираль тогда представляет собой Змею и одновременно проделываемый ею путь. Крылатая голова Змеи устремляется в сердце Шута, втягивая туда последовательно Бабочку, Сокола и Голубя. Традиционный Тигр (Собака) и Крокодил остаются на периферии, на внешних кругах.
От сердца-Анахаты, кроме того, ответвляется уже не радужная, а черная дуга Спирали, окружающая шею Шута, уходящая за его левую руку и заканчивающаяся зрелой гроздью винограда. Кровь-энергия претворяется в виноградную гроздь Диониса. Ниже грозди - как бы прозрачный мешок с икринками (см. главу "Икра" в Книге Лжей); на каждой икринке - символы знаков Зодиака и планет.
На желтом фоне за Шутом, окружая его, как бы рассеяны и взвешены в воздухе мельчайшие зародыши или семена. Между ног Шута над обнявшимися Близнецами - цветки дурмана, ответвления которых направлены в три стороны. Верхний цветок, звездчатый, нетипичного строения - это и есть упоминавшаяся чакра, а две других веточки, на одной из которых - три цветка, а на другой - один, направлены к каждому из Близнецов.
Возможно, мое объяснение покажется Мастерам дилетантским, но мне представляется, что здесь выражена символика числа 31 (см. главу "Удавка" в Книге Лжей(4)) .
Потом хотелось бы заметить, что радужная Спираль окружает фигуру Шута как бы овалом или яйцом в проекции. Но, хотя Шут и изображен в позе "возрожденческой" фигуры (человек с раскинутыми руками и ногами, вписанный в окружность), он как бы выпадает, выламывается из схемы. Руки-ноги торчат в разные стороны и в овал не вписываются.
Аркан Шута представляет собой иррациональную сторону вещей и явлений, как говорит канадский исследователь Мишель Моран(5) . В других Арканах тоже полно символов и загадок (даже там, где их, кажется, и нет). И простор для толкований и размышлений - огромный. Глядя на Мага-Дхути и на маячащую за ним огромную темную фигуру (обезьяны?), я сразу же сопоставил его с главой "Альпинист" в Книге Лжей (6) и вспомнил также Генриха Клейста с его Рассуждениями о Театре Марионеток.
Вообще же Колода Кроули - это и есть на сегодняшний день "исправление имен"(7) в современном оккультизме. Я раньше никак не мог взять в толк действительный смысл Арканов "Влюбленные" и, особенно, "Умеренность". Толкования были, конечно, я их читал, но как-то не мог внутренне принять, не видел за ними сущности, духа Аркана. Только Кроули дал настоящее объяснение, показав внутреннюю логику, поместив их на "ось" Solve et Coagula(8) .
Кроули действительно очень постарался, чтобы внешне, со стороны формы и поверхностно понятого содержания, они выглядели несерьезно. На самом деле все наоборот. Даже важнейший телемический принцип, имеющий ключевое значение, и тот как бы пародируется Телемским аббатством Ф. Рабле с его знаменитой вывеской (9). Но таков уж эпатирующий стиль Кроули; возможно, он создан в том числе и для отпугивания дикарей, которых у нас еще слишком много.
Впрочем, приходит мысль о том, что и Рабле, пожалуй, мог быть оккультистом. Кажется, я где-то даже читал об этом. Но святош его писания точно отпугнут и разозлят. Однако это "черно-белое" сознание (не Богов, так чертов) все-таки выражает некую ограниченную диалектику и звучит довольно забавно.
В ходе пробной работы с колодой Таро обнаружилось, что дивинация у меня либо идет как по маслу, либо не идет вовсе (без промежуточных форм). Один раз все получилось настолько чудесно, что я несколько дней ходил под сильнейшим впечатлением, переживая состояние радости, что само по себе уже чудо. Теперь никакие неудачи не смогут меня обескуражить.
Солнце, сила и ясность, свет; вот что уготовано тем, кто служит Звезде и Змею (10).
Уготовано, впрочем, не значит, что дастся просто так, без усилий и работы. И я рад, что работа идет. Кстати, наиболее удачно дивинация получилась, когда я тщательно выбрал для себя карту-сигнификатор.
Примечания:
1 - Het Monster. Таро Кроули, или Каббалистика. Материалы лекций.
2 - Отрицательная Троица – кабб. Эйн, Эйн-Соф и Эйн-Соф-Ор (Ничто, Бесконечное и Бесконечный Свет).
3 - Кроули А. Книга Закона. Книга Лжей. Лунное дитя. М., "Остожье", 1998.
4 - "Число 31 соответствует ивритскому слову LA, означающему "нет", — пишет Кроули в Комментарии к этой главе. — Однако это всего лишь один из аспектов ОНО, определить который следовало бы, вероятно, как "окончательную реальность". Интеллект, он же разум, соответствует [сфире] Даат, анатомически — глотке. Отсюда название: "Удавка". Основная идея заключается в том, чтобы заставить свой интеллект следовать за языком, [уводящим] на ту сторону бездны, [заранее] считая все его парадоксы реальностью; только так учащийся может научиться управлять своим интеллектом. Когда разум отброшен, исчезает и удавка; тогда Небесному (Кетер, Хохма, Бина) больше не препятствует Даат, и Оно нисходит непосредственно в Тиферет, где находится человеческая воля, и наполняет ее невыразимым Светом".
5 - Моран М. Марсельское Таро. М., Интерарк, 1993.
6 - "Попробуй тысячу раз — и увидишь, как это трудно, - сказано в этой главе; - попробуй тысячу тысяч раз, и увидишь, как это легко; попробуй тысячу раз по тысяче тысяч раз, и поймешь, что ты — это больше не ты, делающий это, а ОНО, делающее это через тебя. Лишь тогда то, что ты делаешь, будет сделано хорошо".
7 - Чжэнмин, понятие конфуцианской этики, означающее, что имя должно соответствовать сущности вещи.
8 - Лат. Растворяй и сгущай (или разделяй и соединяй) - алхимический девиз.
9 - "Делай что хочешь" – Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль, кн. I, гл. LVII. М., 1961.
10 - Книга Закона, II:21.
Добавление к АРКАНУ ШУТА
Что это?
Голубка (не простая, а "сияющая"), Сокол, Бабочка и Змея (священный Урей кадуцея).
Чем дальше я на них смотрел, тем интереснее они мне казались.
Голубка - это, несомненно, Дух, Ruach; это Алеф.
Сокол - символ Марса, война, Пе.
Бабочка - это Хе. Почему? Потому, что Кроули раньше считал Хе марсианским знаком, буквой Овна, но в свете Откровения Книги Закона эта буква отошла "обнаженной женщине, играющей у ручья в компании птиц и бабочек" (Кн. Лжей, 55).
Змея - это Тет. Ну, и что же?
Последовательность Алеф, Фе, Хе, Тет = 1 + 80 + 5 + 9 = 95.
Это Хе, Мем, Йод, Мем a-Mayim воды; 19, умноженное на 5 – манифестация движения; отсюда значение: движущиеся воды.
Сопоставим буквам Арканы:
0 + XVI + XVII + XI = 44 – это Далет, Мем кровь.
А если записать буквы полностью?
Алеф, Ламед, Фе | Фе, Хе | Хе, Алеф | Тет,Йод, Тау | |||||
111 |
+ |
85 |
+ |
6 |
+ |
419 |
= | 621 |
638 = 207 x 3; следствия из этого очевидны. 207 - это Ain Sof; Aur; Davar или Кадуцей, Жезл Феникса и Жезл Лотоса. И, как бы в подтверждение того, что вывод наш не беспочвенен, первым в сердце Шута входит Кадуцей. Все занимает свои места.
В главе 54 Книги Лжей (коммент.) говорится, что материнская буква Алеф не дает исчерпывающего решения Великой проблемы. Алеф отождествляется с Йони, ибо все символы, связанные с этой буквой, женские.
В Аркане Шута, который изображен как гинандроморф (женская грудь, широкие бедра отчетливо видны на рисунке и все же это — и мужчина), вышеприведенные выводы призваны уравновесить женский характер Аркана в целом и кроме того – придать ему творческий импульс. Иначе не нальется темной кровью Диониса виноградная гроздь у плеча Шута, не будет плода.
Кроме того, последовательность Арканов:
Шут (0) > Башня (XVI) > Звезда (XVII) > Желание (XI)
олицетворяет направление исканий, вектор пути Шута и сам Путь (тело Змеи).
Что значит эта последовательность и каков ее символизм, пытливому эзотерику объяснять не надо. Сам поймет. Это, на мой взгляд, испытания, искусы (ordeals) духа на пути Великого Делания. В подобной последовательности символов есть свой внутренний ритм и логика.
Что же касается цветков дурмана, то это и в самом деле символика 31, то есть букв Ламед и Алеф, имени Божиего и отрицания в неслиянном единстве.
На рисунке этого Аркана еще есть изображение обнявшихся близнецов. Я нашел объяснение и этому символу. Разгадка – Гипнос.
Гипнос (Upnoj, Somnus) – Бог сна, сын Ночи, брат Смерти. Бог сна и Бог смерти изображались часто в виде спящих мальчиков. Вспомните знаменитую картину "Сон и Смерть, дети матери-Ночи" немецкого художника Каспара-Давида Фридриха.
Кроме того, замечу, что число слова Upnoj - 800, а это и число буквы W, конца всего Сущего, Весов как символа закона космического равновесия, двух чаш, двух близнецов-братьев (или сестер), связанных единой нитью, но ткущих каждый свою судьбу.
Начальная страница | Коллекция Книги Альманах "Таро-Клуб" |