0 Аркан Шута

Fra: Innominatus

Кажется, П.Д. Успенский называл Таро конспектом герметических наук. Алистер Кроули сделал многое, чтобы его колода еще в большей степени соответствовала этому определению. Даже на первый взгляд Арканы выглядят насыщенными (и перенасыщенными) символикой. Когда же внимательно вглядываешься, то это впечатление усиливается многократно. Это уже не просто символы, а взаимосвязанные системы символов, для разгадки которых требуется усилие.

Прочитав описание Аркана Шута в колоде Кроули(1) и соглашаясь с его изящным толкованием, я увидел на рисунке еще кое-что. Может быть, это покажется интересным и другим, работающим с этой колодой.

Первое, на чем (кроме самой фигуры Шута) останавливается взгляд – это радужная спираль, сопоставляемая с тремя уровнями Отрицательной Троицы(2) . На третьем уровне (Эйн-Соф-Ор) расположены зооморфные символы, о которых ниже. Спиральная система проходит через "сердце" Шута – чакру Анахату. На рисунке изображены и другие чакры – Сахасрара (сфира Кетер), Свадхистхана в форме и Муладхара – верхний восьмилучевой цветок между ног Шута (о цветках тоже ниже).

По третьему уровню Спирали к Анахате движутся голубь, сокол (символ видения; см. гл. 24 Книги Лжей(3) ), бабочка и навершие египетского жезла-кадуцея, изображенного, например, на рисунке Аркана Диавола. А над навершием жезла вырисовывается чешуйчатая глава Змеи.

От этого вся картина как бы меняется. Сама Спираль тогда представляет собой Змею и одновременно проделываемый ею путь. Крылатая голова Змеи устремляется в сердце Шута, втягивая туда последовательно Бабочку, Сокола и Голубя. Традиционный Тигр (Собака) и Крокодил остаются на периферии, на внешних кругах.

От сердца-Анахаты, кроме того, ответвляется уже не радужная, а черная дуга Спирали, окружающая шею Шута, уходящая за его левую руку и заканчивающаяся зрелой гроздью винограда. Кровь-энергия претворяется в виноградную гроздь Диониса. Ниже грозди - как бы прозрачный мешок с икринками (см. главу "Икра" в Книге Лжей); на каждой икринке - символы знаков Зодиака и планет.

На желтом фоне за Шутом, окружая его, как бы рассеяны и взвешены в воздухе мельчайшие зародыши или семена. Между ног Шута над обнявшимися Близнецами - цветки дурмана, ответвления которых направлены в три стороны. Верхний цветок, звездчатый, нетипичного строения - это и есть упоминавшаяся чакра, а две других веточки, на одной из которых - три цветка, а на другой - один, направлены к каждому из Близнецов.

Возможно, мое объяснение покажется Мастерам дилетантским, но мне представляется, что здесь выражена символика числа 31 (см. главу "Удавка" в Книге Лжей(4)) .

Потом хотелось бы заметить, что радужная Спираль окружает фигуру Шута как бы овалом или яйцом в проекции. Но, хотя Шут и изображен в позе "возрожденческой" фигуры (человек с раскинутыми руками и ногами, вписанный в окружность), он как бы выпадает, выламывается из схемы. Руки-ноги торчат в разные стороны и в овал не вписываются.

Аркан Шута представляет собой иррациональную сторону вещей и явлений, как говорит канадский исследователь Мишель Моран(5) . В других Арканах тоже полно символов и загадок (даже там, где их, кажется, и нет). И простор для толкований и размышлений - огромный. Глядя на Мага-Дхути и на маячащую за ним огромную темную фигуру (обезьяны?), я сразу же сопоставил его с главой "Альпинист" в Книге Лжей (6) и вспомнил также Генриха Клейста с его Рассуждениями о Театре Марионеток.

Вообще же Колода Кроули - это и есть на сегодняшний день "исправление имен"(7) в современном оккультизме. Я раньше никак не мог взять в толк действительный смысл Арканов "Влюбленные" и, особенно, "Умеренность". Толкования были, конечно, я их читал, но как-то не мог внутренне принять, не видел за ними сущности, духа Аркана. Только Кроули дал настоящее объяснение, показав внутреннюю логику, поместив их на "ось" Solve et Coagula(8) .

Кроули действительно очень постарался, чтобы внешне, со стороны формы и поверхностно понятого содержания, они выглядели несерьезно. На самом деле все наоборот. Даже важнейший телемический принцип, имеющий ключевое значение, и тот как бы пародируется Телемским аббатством Ф. Рабле с его знаменитой вывеской (9). Но таков уж эпатирующий стиль Кроули; возможно, он создан в том числе и для отпугивания дикарей, которых у нас еще слишком много.

Впрочем, приходит мысль о том, что и Рабле, пожалуй, мог быть оккультистом. Кажется, я где-то даже читал об этом. Но святош его писания точно отпугнут и разозлят. Однако это "черно-белое" сознание (не Богов, так чертов) все-таки выражает некую ограниченную диалектику и звучит довольно забавно.

В ходе пробной работы с колодой Таро обнаружилось, что дивинация у меня либо идет как по маслу, либо не идет вовсе (без промежуточных форм). Один раз все получилось настолько чудесно, что я несколько дней ходил под сильнейшим впечатлением, переживая состояние радости, что само по себе уже чудо. Теперь никакие неудачи не смогут меня обескуражить.

Уготовано, впрочем, не значит, что дастся просто так, без усилий и работы. И я рад, что работа идет. Кстати, наиболее удачно дивинация получилась, когда я тщательно выбрал для себя карту-сигнификатор.

Примечания:

1 - Het Monster. Таро Кроули, или Каббалистика. Материалы лекций.

2 - Отрицательная Троица – кабб. Эйн, Эйн-Соф и Эйн-Соф-Ор (Ничто, Бесконечное и Бесконечный Свет).

3 - Кроули А. Книга Закона. Книга Лжей. Лунное дитя. М., "Остожье", 1998.

4 - "Число 31 соответствует ивритскому слову LA, означающему "нет", — пишет Кроули в Комментарии к этой главе. — Однако это всего лишь один из аспектов ОНО, определить который следовало бы, вероятно, как "окончательную реальность". Интеллект, он же разум, соответствует [сфире] Даат, анатомически — глотке. Отсюда название: "Удавка". Основная идея заключается в том, чтобы заставить свой интеллект следовать за языком, [уводящим] на ту сторону бездны, [заранее] считая все его парадоксы реальностью; только так учащийся может научиться управлять своим интеллектом. Когда разум отброшен, исчезает и удавка; тогда Небесному (Кетер, Хохма, Бина) больше не препятствует Даат, и Оно нисходит непосредственно в Тиферет, где находится человеческая воля, и наполняет ее невыразимым Светом".

5 - Моран М. Марсельское Таро. М., Интерарк, 1993.

6 - "Попробуй тысячу раз — и увидишь, как это трудно, - сказано в этой главе; - попробуй тысячу тысяч раз, и увидишь, как это легко; попробуй тысячу раз по тысяче тысяч раз, и поймешь, что ты — это больше не ты, делающий это, а ОНО, делающее это через тебя. Лишь тогда то, что ты делаешь, будет сделано хорошо".

7 - Чжэнмин, понятие конфуцианской этики, означающее, что имя должно соответствовать сущности вещи.

8 - Лат. Растворяй и сгущай (или разделяй и соединяй) - алхимический девиз.

9 - "Делай что хочешь" – Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль, кн. I, гл. LVII. М., 1961.

10 - Книга Закона, II:21.

Добавление к АРКАНУ ШУТА

Что это?

Голубка (не простая, а "сияющая"), Сокол, Бабочка и Змея (священный Урей кадуцея).

Чем дальше я на них смотрел, тем интереснее они мне казались.

Голубка - это, несомненно, Дух, Ruach; это Алеф.

Сокол - символ Марса, война, Пе.

Бабочка - это Хе. Почему? Потому, что Кроули раньше считал Хе марсианским знаком, буквой Овна, но в свете Откровения Книги Закона эта буква отошла "обнаженной женщине, играющей у ручья в компании птиц и бабочек" (Кн. Лжей, 55).

Змея - это Тет. Ну, и что же?

Последовательность Алеф, Фе, Хе, Тет = 1 + 80 + 5 + 9 = 95.

Это Хе, Мем, Йод, Мем a-Mayim воды; 19, умноженное на 5 – манифестация движения; отсюда значение: движущиеся воды.

Сопоставим буквам Арканы:

0 + XVI + XVII + XI = 44 – это Далет, Мем кровь.

А если записать буквы полностью?

Алеф, Ламед, Фе Фе, Хе Хе, Алеф Тет,Йод, Тау

111

+

85

+

6

+

419

= 621

638 = 207 x 3; следствия из этого очевидны. 207 - это Ain Sof; Aur; Davar или Кадуцей, Жезл Феникса и Жезл Лотоса. И, как бы в подтверждение того, что вывод наш не беспочвенен, первым в сердце Шута входит Кадуцей. Все занимает свои места.

В главе 54 Книги Лжей (коммент.) говорится, что материнская буква Алеф не дает исчерпывающего решения Великой проблемы. Алеф отождествляется с Йони, ибо все символы, связанные с этой буквой, женские.

В Аркане Шута, который изображен как гинандроморф (женская грудь, широкие бедра отчетливо видны на рисунке и все же это — и мужчина), вышеприведенные выводы призваны уравновесить женский характер Аркана в целом и кроме того – придать ему творческий импульс. Иначе не нальется темной кровью Диониса виноградная гроздь у плеча Шута, не будет плода.

Кроме того, последовательность Арканов:

Шут (0) > Башня (XVI) > Звезда (XVII) > Желание (XI)

олицетворяет направление исканий, вектор пути Шута и сам Путь (тело Змеи).

Что значит эта последовательность и каков ее символизм, пытливому эзотерику объяснять не надо. Сам поймет. Это, на мой взгляд, испытания, искусы (ordeals) духа на пути Великого Делания. В подобной последовательности символов есть свой внутренний ритм и логика.

Что же касается цветков дурмана, то это и в самом деле символика 31, то есть букв Ламед и Алеф, имени Божиего и отрицания в неслиянном единстве.

На рисунке этого Аркана еще есть изображение обнявшихся близнецов. Я нашел объяснение и этому символу. Разгадка – Гипнос.

Гипнос (Upnoj, Somnus) – Бог сна, сын Ночи, брат Смерти. Бог сна и Бог смерти изображались часто в виде спящих мальчиков. Вспомните знаменитую картину "Сон и Смерть, дети матери-Ночи" немецкого художника Каспара-Давида Фридриха.

Кроме того, замечу, что число слова Upnoj - 800, а это и число буквы W, конца всего Сущего, Весов как символа закона космического равновесия, двух чаш, двух близнецов-братьев (или сестер), связанных единой нитью, но ткущих каждый свою судьбу.

Начальная страница Коллекция Книги Альманах "Таро-Клуб"
Hosted by uCoz