Доклад на IV Международной конференции "Уран в Водолее" (24-26.09.99, г.Москва)
Можно сколь угодно долго спорить о возможности предсказаний как таковых или о формировании будущего внушенным предсказанием, о детерминированности будущего или о свободе воли, но, пожалуй, бесспорным остается факт, что человек, приходящий на консультацию к предсказателю, прежде всего нуждается именно в психологической помощи.
Что побуждает человека обратиться за помощью к специалисту "предсказательного цеха"? Это прежде всего неуверенность в собственных силах, настороженное ожидание завтрашнего дня. И мы должны помнить, что, кроме мастерства предсказателя, от нас еще ждут и сочувствия, доброжелательности, умения выслушать и принять со всеми недостатками. Если человек почувствует, что ему сострадают, не осуждают за неверные поступки, то он откроется. С этого момента начинается созидательная работа. Ее задача — внушить оптимизм, желание жить и улучшать себя и мир вокруг, идти по пути духовного роста. Вот как в идеале выглядит психологический аспект нашей работы. Поэтому кроме профессионального владения техниками предсказания, хороший специалист должен владеть психологическими приемами консультирования, хорошо понимать душевное (психологическое) состояние обратившегося за помощью человека и уметь оказать первую неотложную психологическую помощь.
В своем докладе я постараюсь конспективно осветить некоторые основные психологические приемы и положения, активно используемые в современной практической психологии и которые могут быть очень полезны в нашей работе.
Начать нужно с собственного психологического здоровья. Здесь в полный рост встает проблема профессиональной пригодности. Психически нездоровый человек не может оказывать помощь, он только навредит. И примеров тому, к сожалению, очень много. Уже неоднократно поднимался вопрос о серьезной сертификации специалистов. Я считаю, что наряду с проверкой профессиональных знаний, необходимо и психологическое тестирование на готовность работать с людьми, на эмоциональную уравновешенность, фрустрационную толерантность и т.п.
В современной психологии уделяется большое внимание поддержанию у практикующих специалистов психологического здоровья. Психотерапевты, например, в обязательном порядке периодически проходят сеансы у своих коллег. Сейчас активно обсуждается вопрос о необходимости создания собственной ассоциации. Я считаю, что если создавать подобную организацию, то одна из задач ее должна быть организация подобных взаимных консультаций. Я думаю, что практически у каждого периодически возникают проблемы или вопросы по которым есть желание посоветоваться с коллегой, получить новый взгляд на проблему. В какой-то мере организация виртуального ТАРО-Клуба в интернете преследовала и эту задачу — дать возможность разделенным расстояниями людям оперативно обсудить свои проблемы, спросить мнение сразу у большого количества коллег, обсудить проблему, как говорится, всем миром. И когда я провожу индивидуальное обучение, я стараюсь провести хотя бы одно групповое занятие, чтобы познакомить своих учеников, чтобы у них было с кем обсудить возникающие вопросы, поделиться идеями или опасениями, да и вообще пообщаться с близкими по духу людьми. Это занятие я посвящаю обсуждению вопросов консультирования. На нем, конечно же, обязательно прорабатываем этические нормы, проводим своеобразные тренинги взаимного консультирования. Практикующему предсказателю обязательно надо иногда проходить и консультирование, чтобы разобраться в собственных проблемах и, тем самым, избежать переноса своих проблем на клиентов.
Консультация астролога или любого другого предсказателя — это не просто сообщение информации клиенту о предстоящих событиях. Это еще и глубокая психотерапевтическая работа. Кроме того, любой представитель оккультных наук в человеческом подсознании наделяется сверхспособностями "все видеть и все знать". Приходя на консультацию к предсказателю, человек духовно "раздевается", оставляя свое подсознание совершенно беззащитным перед воздействием негативной информации. Давая прогноз, необходимо тщательно взвешивать каждое слово. Необходимо постоянно помнить об оказываемом нам доверии, о высокой ответственности и не закладывать в подсознание негативной информации.
Теперь поговорим о том, какую позицию может занимать консультант, какой стиль общения он может выбрать — ведь от правильного выбора стиля общения будет зависеть и качество этого общения, и, следовательно, и эффективность всей консультации. Конечно же, нет готовых рецептов на каждый случай, этот выбор должен осуществляться спонтанно, в зависимости от конкретного человека и конкретной проблемы. Но для того, что бы иметь свободу выбора, надо уметь пользоваться разными стилями. Вот их краткий перечень.
1. Нулевая — отсутствие видимых реакций. Открытая поза, зрительный контакт. Цель — клиент может определить свои области ощущения неуверенности. Если не перебивать и не подсказывать, через 1-2 мин. говорящий сам приходит к нужной формулировке. Происходит самораскрытие. Это достаточно жесткий метод. Способствует также снятию "лапши", предотвращает втягивание в психологические игры на которых сейчас я не буду останавливаться, они замечательно описаны у Э.Берна.
2. Восприятия интенсивности — "Оставь разум и обратись к своим чувствам". Сосредоточенность на телесных реакциях и внутренних переживаниях. Дает глубокий энергетический контакт и проникновение в проблему. В ходе консультации определяется самая эмоционально значимая тема (а это может отличаться от той проблемы, с которой обратился человек) и с ней идет глубокая работа.
3. Отражающая — не погружаясь глубоко, идти на поводу у возникающих у клиента вопросов. С каким вопросом пришел — на тот и получил ответ, ни шага в сторону.
4. Сознательная или рациональная — работа на ментальном уровне. Убеждение через логическое обоснование. Необходимо внимательно выслушать клиента, найти противоречия в его позициях, желаниях, суждениях, сконцентрироваться на этих противоречиях.
5. Ответственности — обращение внимания на личный вклад клиента в развитие событий. При этой позиции важно изменить локус контроля. Уйти от позиции "со мной происходит" на "я формирую".
После того, как выбран стиль, надо решить, на каком уровне будет идти работа. Работа может проходить на следующих уровнях:
1. Уровень бессознательного. Ролевая позиция консультанта — интерпретатор, монополист знания. "Мне открыты сокровенные знания, и я знаю, что делать". Повод — субъективное непонимание клиентом причин и следствий, духовная незрелость человека. Этот уровень особенно необходим при истерическом неврозе и неврозе навязчивых состояний.
2. Уровень переживаний, эмоций. Основной метод — эмпатия. Важно уловить главное переживание, назвать его и работать с ним. Это дает возможность отойти от внешних проявлений проблемы на внутренние состояния. Номинация переживания позволяет признать его значимость и право его испытывать, снимает чувство вины и комплекс неполноценности.
3. Уровень сознания. Рациональное убеждение формирует новый образ ситуации. Задача — исключить аффективные искания, преодолеть иррациональные убеждения. Используются конструктивные силы рассудка.
4. Уровень рефлексии. Это самый сложный уровень. Вы подводите клиента к вопросу о жизненном предназначении, о его "миссии". Решаете, как наилучшим образом реализовать заложенные способности, как полнее раскрыть все самое лучшее.
Теперь надо остановиться на том, что может мешать эффективной работе. У психологов эти реакции принято называть невротическими защитами.
1. Слияние (конфлюэнция) — человек растворяется в окружающем, утрачиваются границы "Я", не различает что чувствует сам, а что другие (толпа или на уровне диады — симбиоз). Решающее значение имеет общественное мнение, сложившиеся традиции. Действует по принципу "так принято",
2. Интроекция — усвоение чужого мнения без адаптации. Это может быть приверженность каким-либо учениям или авторитетам.
3. Проекция — приписывание своих вытесняемых потребностей внешнему миру. "Разве можно сейчас верить людям, так и норовят обмануть".
4. Ретрофлексия (обращение на себя) — все действие переходит во внутрь себя. Претензии и обвинения только себе. Самоуничижение. Обращение агресси на себя. Делает себе то, что хотел бы сделать другим. Позитивная ретрофлексия — любовь к себе. Причиной ретрофлексии является страх.
5. Дефлексия — избегание контактов с собственными переживаниями, стремление действовать не задумываясь, автоматически. В острой форме — прерывание контакта с собой, отказ от любых чувств.
Я считаю, что мой доклад будет не полным, если я не затрону такой щекотливой, но вместе с тем и очень значимой темы, как оплата нашего труда. По этому поводу есть очень разные мнения.
1. Первый подход назовем романтическим. Есть люди, которые считают, что они являются лишь проводниками божественного откровения или особого сакрального знания и считают неэтичным называть фиксированную оплату. Ссылаясь также на народный опыт, они отвечают клиенту на вопрос о деньгах: "Сколько оставишь". Да, это очень возвышенно, тем самым они создают себе еще и дополнительный ореол тайны, но у этого подхода есть много подводных камней. Во-первых сам предсказатель может остаться недовольным суммой (даже если сознательно он будет убеждать себя, что так надо, в подсознании все равно может остаться неудовлетворенность и обида). Неудовлетворенность может отрицательно сказаться и на последующих взаимоотношениях с этим клиентом, и на энергетическом, астральном плане. Во-вторых, как показывает практика, такая постановка вопроса обескураживает наших современных соотечественников. Они ощущают неловкость, некоторые могут подозревать какой-то подвох. Да и вообще, далеко не каждый человек может адекватно оценить проделанный Вами объем работы, затраченные силы и годы обучения.
2. Второй подход я бы назвала альтруистическим. Его приверженцы считают, что в стране очень тяжелое положение, люди испытывают нужду, а наши консультации им крайне необходимы. Поэтому они называют очень низкую, чисто символическую цену. Минусы этого подхода понятны. Это, во-первых, жалкое существование и тяжелый изнуряющий труд самого предсказателя (если же, конечно, у него нет другого источника дохода или богатого спонсора), и, во-вторых, формирование несерьезного отношения к прогнозу у клиента. Что легко досталось, то не ценится. В моей практике было достаточно много случаев, когда я работала с человеком бесплатно или за чисто символическую оплату. Чаще всего это были хорошие знакомые или их родственники. Я могу точно сказать, что более 90% из этих консультаций прошли впустую. Человек не сделал никаких выводов, не учел рекомендации, повторно за консультацией не обращались. Я не понимала почему, пока однажды сама не оказалась в подобной ситуации. Однажды мне родственники порекомендовали одного хорошего врача, который в силу хороших отношений с моими родственниками не взял денег за свою работу со мной. После этого у меня остался осадок неудовлетворенности, я не захотела повторно обратиться за помощью, так как меня не покидало чувство, что я обязана этому человеку. А это очень неприятно. Если человек что-то взял, то он должен и что-то отдать для того, чтобы сохранить энергетическое равновесие. Заранее соглашусь с возможными возражениями, что действительно бывают случаи, когда человек в силу сложных обстоятельств действительно не может заплатить, а помощь ему крайне нужна. В этом случае я предлагаю обмен услугами. Ведь любой человек что-то умеет делать. Я трачу время на составление прогноза для него, и он может потратить свое время, чтобы что-то сделать для меня.
3. Третий подход можно назвать формальным. В нем устанавливается жесткий прейскурант услуг. Как в ресторане, клиент читает "меню" и выбирает "блюда" в зависимости от своего аппетита и возможностей кошелька. Привязка цены может идти или к минутам консультации или к конкретным услугам и вопросам клиента. С одной стороны такой подход удобен — ведь все заранее расписано, заранее оговорено. Но минусы заключаются в том, что может потеряться спонтанность консультации. Ведь очень часто бывает так, что клиент декларирует одну проблему, а в ходе работы выясняется, что его проблема заключается совсем в другом и работу надо строить совсем по-другому. К тому же добавляется внутреннее напряжение если человек вынужден все время смотреть на часы или думать, хватит ли денег на возникший вопрос.
4. Четвертый подход условно назовем "высокая планка". Стоящие на этом подходе считают, что предсказательные услуги должны стоить очень дорого, только тогда от них будет толк и назначают максимально возможную цену. "Пусть у меня будет один клиент за год, но который даст мне возможность прожить этот год безбедно, не задумываясь о хлебе насущном. Тогда я смогу заняться другими делами: духовными практиками, повышением собственной квалификации, учебой и т.п." Конечно же, и такой подход имеет право на существование, но в нем очень сложно добиться сохранения энергетического равновесия, не говоря уже о том, что такого клиента можно просто не найти.
Мне кажется, что истина, как обычно, находится где-то посередине. Для себя я выработала следующий подход. Когда человек обращается ко мне впервые и у нас с ним по телефону идет предварительный разговор, он мне сказал в самых общих чертах, что он хочет получить, я ориентирую его на то, что наша встреча, в зависимости от объема работы, будет стоить в таких-то пределах (указываю нижнюю и верхнюю границы). Эта сумма должна быть достаточно большой, но не запредельной. Для ее определении желательно иметь представление о средней стоимости подобных услуг. При этом я оговариваю, что обычно моя работа длится от одного до двух часов. Тем самым я стараюсь оградить себя от "засиживающихся" клиентов. Во время консультации у меня складывается ощущение сколько можно и сколько нужно взять с человека. Перед началом консультации я стараюсь хотя бы формально очертить круг вопросов, который мы будем рассматривать, чтобы наш разговор не длился бесконечно долго. Практика показывает, что максимально эффективная работа длится час. После этого способность воспринимать информацию у клиента начинает резко снижаться, и по прошествии двух часов напряженной работы необходим отдых и мне и клиенту. Если же он продолжает задавать мне вопросы, то я останавливаю его приблизительно такой фразой: "Мы с Вами провели сегодня очень плодотворную работу, составили такой-то прогноз, ответили на такие-то вопросы, разобрали в таких-то проблемах. Я понимаю, что Вы хотите узнать больше, уточнить некоторые детали и т.п., эти вопросы могут стать темой для нашей следующей встречи."
Несколько слов надо уделить и "методам защиты". Под "методами защиты" я понимаю некоторые действия, которые помогают после консультации отойти от проблем клиента, разорвать возникшую за время консультирования связь.
Практически у каждого практикующего предсказателя существуют свои энергетические ритуалы очищения, которые помогают подсознанию освободиться от установившейся связи. В них обычно активно используется вода (как универсальный растворитель) и огонь (как сжигание, уничтожение). Мне бы хотелось рассказать о психологических методах.
1. Отказ от отождествления своих проблем с проблемами клиента. Важно четко разграничивать сферы ответственности и не брать на себя лишнего.
2. Самонаблюдение. Запись консультации, прогноза, своих соображений, чувств. Предание мыслей бумаге освобождает, снимает их эмоциональную значимость.
3. В сложных случаях обращаться к "супервизору" — коллеге, который может выслушать и дать совет.
И в заключение мне хочется высказать свои соображения о необходимости создания организации, которая бы могла выполнять функции профсоюза. Я думаю, что, к сожалению, многие мои коллеги уже сталкивались с такими случаями в своей практике, когда их права грубо нарушались или просто наносился моральный ущерб, и они не знали, как отстоять свои права. Расскажу о таком случае из моей жизни.
Начиная с 1993 года я работала с Концерном "Красная Площадь" (директор Валерий Комиссаров). Моя работа состояла в составлении еженедельных астрологических прогнозов в 10 региональных газетах. Работа шла успешно, читателям мои прогнозы нравились, и летом 1994 года, по просьбе редакций, совместно с одной знакомой журналисткой было подготовлено интервью, в котором я рассказывала о себе, о пользе и о возможностях астрологии. Каково же было мое удивление, когда однажды, придя с очередным прогнозом, я увидела на столе у Валеры Комиссарова номер газеты с моим интервью, но с очень интересной вставкой. Среди моего текста был вставлен вопрос о заработке и как бы мой ответ на него. С вашего позволения я процитирую:
" — В наше время для "отвлеченных" занятий необходимы средства, и немалые... — Да, проблемы были, но с появлением спонсора, а это один из крупнейших российских банков — "Ялосбанк", я могу не отвлекаться по мелочам. Тем более, что прогноз на будущее банка весьма благоприятен. Мои исследования показали, что в ближайшие годы он не только не "исчезнет", как многие нынешние предприятия, но еще более усилится. Между прочим, в этом мой прогноз полностью совпадает с прогнозом экономистов. Так что в этом смысле я спокойна. Кстати, "Ялосбанк" не закрытая организация, и любой желающий может, как говориться, "разделить успех".
Вы догадываетесь, что до прочтения этой статьи я ни о какой помощи от "Ялосбанка" не слышала, и уж конечно не составляла для него прогноз. На мои возмущенные вопросы был дан приблизительно следующий ответ, что мы (концерн) платим деньги за прогнозы, за статью и имеем право распоряжаться ими по своему усмотрению, а если мне не нравится, то меня никто не задерживает, они найдут других астрологов, получше. Через некоторое время "рекламируемый" мною "Ялосбанк" благополучно лопнул, оставив армию обманутых вкладчиков. Да, я пробовала восстановить справедливость, напечатать опровержение. Но мои переговоры с другими журналистами не увенчались успехом, никто не хотел наживать себе врагов. Я обращалась за консультацией и к частным адвокатам, которые обещали мне успешный судебный процесс, но они запрашивали большие суммы, которых у меня не было. А никакой организации, которая могла бы защитить мои права, не было.
Посмотрите, практически у всех близких к нам по роду деятельности специалистов есть свои организации и профсоюзы, которые в конфликтных ситуациях могут встать на защиту чести и достоинства отдельного своего члена: у врачей, у психологов, у журналистов и т.д. Так неужели же мы хуже? До какой поры к нам будет несерьезное отношение как к ярмарочным шарлатанам? Почему мы позволяем так к себе относиться? Описанная мною так подробно ситуация не уникальна. По разговорам с коллегами я знаю, что с подобным отношением каждый из нас может столкнуться в любой момент. Только проявиться это отношение может в разных формах. Я считаю, что в настоящее время вопрос о создании собственной ассоциации назрел. Но она должна быть некоммерческая, каких уже было достаточно, цель которой сбор взносов и продажа литературы. Это должна быть действительно ассоциация, которая была бы официальным государственным органом и обладала бы действительной юридической силой.
15.10.1999, 02:15:20
Алексей[kotalex1@chat.ru]
Как было бы здорово, чтобы все прорицатели, предсказатели, гадатели и иже
с ними, познавая будущее не для себя, а работающие с другим человеком,
так же четко и грамотно осознавали что, зачем и как они делают.
Ответ:
29.10.1999, 02:44:50
Алексей[aelik@mail.ru]
Жизненный опыт показывает, что профессиональный гадатель в 80% в той или
иной степени заменяет психотерапевта и только в 20% кверента интересует
непосредственно сам вопрос. ( Ситуация обратного плана: как часто психотерапевт
занимается гаданием мне не известна). И это правильно. Поскольку гораздо
чаще бывает так, что подсознательно ответ уже известен спрашивающему, и
важно не столько предъявить ему расклад, сколько помочь увидеть через карты
благополучное разрешение ситуации. В четырех случаях из пяти человек приходит
не с вопросом «Что будет?», а с проблемой «Как жить дальше?». И предсказателю
приходится брать на себя функции психолога, разбираясь вместе с клиентом
как он дошел до жизни такой, и где он сейчас «себя находит». В результате
чего при ритуале гадания происходит психотерапевтический процесс приемлемого
смещения точки сборки, и клиент «видит» рекомендуемый картами ответ.
Однако, нужно заметить, что в течении сеанса для выяснения жизненных обстоятельств,
повлекших обращение к гадателю, используются значительно более тонкие приемы,
нежели психологическое тестирование или открытый опрос «пострадавшего»,
- процесс ближе к интуитивному прозрению, мистичному анализу и принятию
исповеди. Именно это и определяет квалификацию гадателя-диагноста.
Вместе с тем 20% вопросов предусматривают конкретный ответ или точный срок
или однозначную «объективную» оценку предполагаемых событий. Здесь психологические
навыки не столь необходимы, поскольку кверент вполне представляет себе
ситуацию и просто хочет снять с себя ответственность за риск, или оправдать
собственные подсознательные ожидания авторитетом гадания, или определить
временной тендер до интересующего его события. И тут лучше проявить твердость,
сообщив итог расклада, чем подгонять результат под представления клиента.
Поэтому, скорее следует рассматривать вопрос об этике и правомочности гадателя
влиять на оценку клиентом его жизненных ситуаций, а не о том с каких позиций
(психотерапевта, мага или медиума) он производит это влияние. Но это, как
говорится, уже другой вопрос.
Ответ:
01.11.1999, 14:16:38
Константин[bastid@mail.primorye.ru]
Здраствуйте, все!
Доклад Анны Котельниковой имеет большую ценность как материал содержащий
практические сведения и с ясно выраженными мыслями.
Без психологических подходов нельзя рассматривать поведеньчиские мотивы
личности, без практических психологических приемов невозможно работать
с людьми. Это ясно всем, но не все владеют этим. Необходимо стремиться
к искусству тонкого общения с людьми, тем паче претендуя на их просвещение.
Верно тысячу раз, что предсказатель должен быть психологически здоров.
Иначе это больной чародей, что печально. Пусть действует механизм тестирования
специалистов на пригодность работы с людьми, но и сами клиенты пусть не
будут глупы да душевно ленивы.
Есть у нас (у клиентов, скажем, Салонов) такое свойство: переложить свои
проблемы на плечи гадалки или ведьмы, там, - и все путем. Но помним, не
будешь стремиться помочь себе сам, будешь бояться брать ответственность
за свои поступки, так считай, что в барашка уже превращаешься. А их стрегут.
Вывод: ждешь помощи - сделай все чтобы быть достойным ее принять.
Что говорит автор статьи? Что наша деятельность должна направлять людей
"по пути духовного роста", будить "желание жить и улучшать
себя и мир" . Это и есть результат магической работы.
Кое-что добавим еще.
Стоит выделить трехгранную сущность в познании мира в котором мы творим.
Это его 1) духовная субстанция, 2) интеллектуальная (умственная) и 3) физическая.
Первый аспект направлен на проявление религиозных представлений. Здесь
мы имеем потрясающее разнообразие доктрин, пусть и сгенированых из древнейшего
единого первоисточника. Эти системы присущи людям нашего общества, что
делает его структуру сложной для любого специалиста. Второй аспект обуславливает
философские воззрения, кои выступают базой для творческих изысканий. И
третий - имеет отражение в науке. За всем за этим кроется множество сложных
проблем, связанных с неодинаковостью представлений о мире в целом. Потому
оккультист обязан разбираться в этих сферах, знать особенности социумов
с которыми он общается; и только с такими знаниями иметь дерзость обращаться
к процессам предсказаний и к духовному целительству.
При непонимании многогранной системы оккультизма, такой чародей действительно
способен и сам потерять психическое здоровье и помочь добиться сего своему
клиенту. А мы и так частенько наблюдаем сумасшедший дом вокруг себя.
Итак, поднимим (дзынь-дзынь) - за наше здоровье!
С уважением.
Котт.
Привет всем от Бастидов.
Ответ: Ребята, так как ваше мнение - есть ли у нас необходимость
в профсоюзе и вообще возможно ли появление подобной организации, которая
бы взяла на себя смелость "официализации" со всем вытекающим
отсюда?
17.01.2000, 02:33:44
Александр[
additiv@ml.ussuriisk.ru]
Аня! Статья "Гадалка или психотерапевт?" очень своевременная.
С некоторым удивлением обнаружил, что у тебя те же проблемы, что и у меня.
Всем описанным тобою ситуациям могу найти аналоги из собственной практики.
Актуальна проблема оплаты. Очень ценные мысли о создании собственного профсоюза,
или чего-то в этом роде, а также о необходимости создания некоей "формальной"
ассоциации тарологов. Каково мнение коллег?
Признаться, не предполагал, что и ты заметила, что в настоящее время к
астрологии подорвано доверие. Думал, это больше касается провинции, где
трудно попасть к профессиональному квалифицированному астрологу, а "свято
место пусто не бывает" - отсюда засилье бойких шарлатанов.
В своей практике консультирующего астролога я столкнулся с парадоксальной
тенденцией. Как я заметил, определяющее значение в плане точности сбываемости
прогнозов имеет установка самого кверента. Не верящим в астрологию прогнозы
давать бесполезно - для них всё не сбывается, а удачные прогнозы объясняют
простым совпадением. Но тут более - менее всё ясно: увы, горе-астролог,
бедный твой кверент!
У людей же, склонных верить во что угодно, сбывается всё, и даже (были
в моей практике такие случаи) - сбывались ЧУЖИЕ, по ошибке выданные им
предсказания(!)
Думаю, тарологам тоже знакома эта тенденция. Почему так получается? Непонятно.
То есть психически как раз-то всё понятно, - ничего парадоксального, заметите
вы, и будете совершенно правы. Но позвольте - ведь это начисто выхолащивает
СЕРЬЁЗНОСТЬ нашего отношения к нашим занятиям.
По этой причине я в творческом ступоре. Кто меня выведет? Ау!
Ответ: Совершенно с тобой согласна о субъективности оценки сбываемости
прогнозов. А о "выхолащивании" - позвольте не согласиться. Дело
в том, что предсказываемые события происходят, даже если человек что-то
из прогноза "забыл" или пытается представить по-другому. С наилучшими
пожеланиями, Анна Котельникова.
28.01.2000, 11:09:35
Арина[arinika@mail.ru]
И у меня те же проблемы. Чаще всего к картам относятся несерьезно - и именно
потому что нет ничего, что объединяло бы профессионалов. Правда, если работаешь,
а не мухлюешь, и твои предсказания сбываются, то постепенно формируется
иное отношение, но тоже отнюдь не как к професионалу, а именно - как к
гадалке - или как к человеку со сверхвозможностями, а понять, что это РАБОТА
- удается не всем. Поддерживаю создание профсоюза - это актуально очпень
Ответ: Спасибо за Ваше письмо. Идею профсоюза пора воплощать в жизнь.
Давайте обсудим детали. Выскажите свои соображения - какая нужна организация?
Котельникова Анна
31.01.2000, 02:30:41
Раиса[pra5@mail.ru]
Здравствуйте уважаемые коллеги!
С особым чувством радости и уважения обращаюсь к создателям данного сайта.
Создать общее поле общения - это дело достойное уважения. Также очень приятно
узнать, как много людей интересуются, пытаются познать различные мантические
системы. Немного расстраивает то, что людям приходится зачастую бродить
" в тумане", т.к. мало достойных печатных и иных материалов о
Таро. Возможно, это
"болезнь роста" и каждому надо пройти свой путь познания. Сегодня
мне бы хотелось остановиться на теме "Гадалка или психотерапевт?"
и поделиться своей точкой зрения. На самом деле эта тема для меня не является
дискуссионной и я бы ее назвала "Гадалка - психотерапевт". Скорее
это беседа о работе консультанта-прогнозиста, помогающего людям разобраться
в себе, приоткрывая завесу будущего. И дело не в том, как разговаривать
или вести себя с клиентом (хотя, для начала и это важно), а в том, чтобы
распознать какой выбор пути стоит перед человеком. Что ему предстоит проработать
(или пройти), показать путь и перспективу его выбора. Совершенно понятно,
что у Анны есть психологическое образование и опыт общения с людьми. Это
бесспорно. На конференции Ваш доклад был интересный и информативный. Легкость
изложения прибавила очарование выбранной теме доклада (правда, мое мнение,
что система Ленорман отличается от системы Таро, как двухмерное измерение
от трехмерного. Но это тоже необходимо изучать, так как люди приходят разные
и иногда даже лучше для них смотреть "по Ленорман"). Итак, изучив
разнообразные методы из арсенала психотерапии, Анна предлагает их применять
в работе консультанта. Но как? Чтобы обезопасить себя. И это правильно.
Иногда. Возможно, полезно пользоваться и разработками Эрика Берна, Адлера,
Барца, Райха, методиками бихевиаризма, гельштат-терапии и еще многими и
многими техниками. Тогда встреча с клиентом превращается в прием просто
психолога. И все. Мантик начинает путаться и контролировать свое поведение
и выбранный стиль, особенно если он начинающий и тогда никакая интуиция
и "другоевиденье" не смогут прорваться через этот "забор".
И что же делать? Вам покажется, что я противоречу себе? Нет. Надо перестать
беспокоиться о себе и своей безопасности. Человек приходит на консультацию.
И кроме своих проблем, его не интересует ничего; ни как вы спите, ни о
чем вы думаете, ни как у вас дела. Иногда он настолько вас боится, что
его необходимо расслабить и отвлечь.
Ответ:
31.01.2000, 02:34:21
Раиса[pra5@mail.ru]
(Продолжение) А получается, что консультант готовится к тому, как себя
защитить, а клиент - вообще боится всего. Он в менее выгодной позиции находиться,
т.к. приходит к вам, а не вы к нему и обнажает свои проблемы, а вы для
него закрыты. Конечно, начинающему специалисту трудно сразу увидеть по
раскладу внутренние невысказанные проблемы клиента (а часто человек приходит
с одними вопросами, а проблема - в другом месте) по двум причинам: а) он
использует простейшие расклады, которые не могут показать психологической
связи между событиями; б) незнание законов причинно-следственной связи.
В данный момент я не буду останавливаться на вопросах повышения квалификации
молодых мантиков (как-нибудь в другой раз). Что касается психотерапевтических
аспектов можно сказать следующее. Иногда, клиенту не только полезно, но
и необходимо (конечно, при его желании) дать направления по жизни. Часто
это связано с необходимостью известить о негативных процессах в его ситуации.
Интуитивно люди сами спрашивают: " А как мне быть? И можно ли избежать
вашего прогноза?" В таких случаях нельзя оставлять человека без ответа.
И тогда настает очередь не столько гадалки, сколько психолога. Я в таких
случаях (да в общем то, практически, во всех) сторонник позитивного подхода.
Существует целый арсенал подтверждающих или специальных раскладов, где
уточняется в чем причина проблемы, приведшая за собой данную ситуацию.
Исключив и осознав причину проблемы, клиент лишает данную проблему силы
и она трансформируется или проходит не столь болезненно. И наша задача,
я считаю, не просто сказать, что произойдет в тот или иной момент, предсказать
будущее и проанализировать процент попадаемости, а помочь человеку осознать
истинную причину ситуации. И более того, предупредив клиента о возможных
вариантах его течения жизни, он, зная эту информацию, делает осознанный
выбор. И здесь уже не имеет смысл отслеживать процентное соотношение совпадения
событий предсказанных гадателем. Жизнь каждого человека - это не прямая
асфальтированная дорога, а целая паутина возможностей. И человек ответственен
за свой выбор.
Ответ:
31.01.2000, 02:36:41
Раиса[pra5@mail.ru]
(Продолжение) К сожалению, многие живут по принципу " Родился - жил
- умер не приходя в сознание". Да, на такие консультации приходиться
тратить по полтора-два часа, но мы призваны сюда познавать мир. И те, кто
начал заниматься мантическими системами, не может этим заниматься не касаясь
судеб людей. Хотя, возможно, некоторые работники гадательного цеха управляются
за 15 минут. Нечего сказать или не любят людей? Вот в чем вопрос.
P.S. Что касается, Анна, грустной истории с издателями ( неважно, будь
то газеты, журналы или иные корреспонденты) думаю, вы были "не подкованы"
в сфере Авторского права и не оформили договор или не достаточно четко
прописали его, иначе бы с Вами этого не произошло. Любой опыт( и позитивный
и негативный), это наша ценнейшая шкатулка, если мы осознаем зерно этого
опыта.
С наилучшими пожеланиями. Раиса.
Ответ:
09.02.2000, 16:06:01
Алиса[tananaev@elecs.ru]
По поводу "гадалка или психотерапевт" я бы тоже не ставила "или"
- делая предсказание, мы не можем избежать эффекта внушения, которое превращает
возможное в необратимое, поэтому для соблюдения экологичности нашей работы
мы просто обязаны знать механизмы внушения. Кроме того, любой прогноз всегда
вероятностен, зачастую многовариантен, и поэтому предсказание и магия всегда
ходили рука об руку и чутко прислушивались друг к другу. Полностью согласна
также с тем, что нашим клиентам зачастую в первую очередь нужна психологическая
поддержка, и уж потом - предсказания; по-моему, владение методами предвидения
будущего - значительное расширение возможностей психотерапии, наиболее
интересные (на мой взгляд, конечно) техники которой так или иначе повторяют
основные элементы старых магических техник. Вообще, по стольким пунктам
согласна с Анной, как будто она высказала мои мысли и вопросы... Могу предложить
идею почасовой оплаты - Вы устанавливаете стоимость одного часа Вашей работы,
как очной, так и заочной (если, к примеру, Вы работаете над прогнозом 20
часов, а после этого общаетесь с клиентом в течение двух, то платить следует
за 22). Во-первых, Вы получаете возможность дифференцирования стоимости
услуг, соотнесения желаемого и возможного как для Вас, так и для клиента;
Во-вторых, автоматически решается проблема "прилипал", готовых
звонить Вам среди ночи и по нескольку часов висеть на телефоне; вообще,
Ваше время начинают больше ценить, так же как и результаты Вашей работы,
то есть повышается ее значимость, как следствие, эффективность для клиента
(астрологический альтрузим для меня - свежебольная тема...) Да и вообще
это с разных точек зрения неплохо, по-моему. Я - ЗА ПРОФСОЮЗ!!! И не обязательно
ограничиваться Тарологами - можно какой-нибудь общепредсказательный...
И, раз уж я дорвалась - большое спасибо Анне и ее мужу за Большую колоду
Ленорман! Уж не знаю, "сколькомерная" она, но работает великолепно
и как предсказательный инструмент, и как психотерапевтический, кто не видел
- очень рекомендую познакомиться! Много идей и впечатлений по этому поводу,
кому интересно - могу поделиться.
Алиса
Ответ: Спасибо. Очень приятно встретиться (хотя бы и заочно) с близким
по духу человеком. По поводу предложения почасовой оплаты. На мой взгляд
включать таким образом и время подготовки к консультации — это уже перебор.
Рассуждая таким образом, надо включать и время обучения, и работу с литературой,
и т.д и т.п. А зачастую наши клиенты не очень платежеспособные... Но я
понимаю, чем вызвано такое предложение. Для себя я избрала следующее решение
этой проблемы. При первой встрече я работаю с человеком «с листа», т.е.
при нем строю гороскоп (благо, астрологические программы позволяют это
сделать быстро и точно), произвожу ректификацию (приблизительную), даю
информацию по гороскопу, делаю расклады ТАРО и карт Ленорман. Если же после
всего этого у человека остается желание сделать подробный астрологический
прогноз (для которого необходима точная ректификация и надо затратить время
на подготовку), то я говорю стоимость прогноза (расчет — за сколько я буду
это делать) и назначаем следующую встречу, на которой я просто передам
материалы (если они в письменном виде или на кассете) или расскажу по своим
черновикам. Но, по опыту могу сказать, что за консультацию мы успеваем
решить практически все вопросы, с которыми пришел человек. И, что примечательно,
все делается при нем. Проблема «прилипал» тоже решаема. Я даю телефонные
консультации, но только тем клиентам, с которыми сложились уже определенные
отношения. Они понимают, что я затрачиваю свое время, и оплачивают эти
консультации. Если же я не имею времени или желания давать телефонную консультацию
— я вправе отказать и не буду испытывать по этому поводу угрызений совести.
Ведь любой телефонный звонок — это внезапное вторжение в мою личную жизнь
и не надо стесняться отказывать, особенно если он в неподходящее время
(среди ночи это совсем недопустимо). Большое спасибо за высокую оценку
нашей работы с колодой Ленорман на 54 листа. Колода обладает огромным потенциалом
и еще ждет своих исследователей. Будем очень рады, если Вы поделитесь своими
впечатлениями о работе с ней. Анна
18.02.2000, 14:29:47
Алекс[2658@mail.ur.ru]
Дорогие коллеги, не без удовольствия обнаружил статью Анны. Действительно,
актуальность проблем поднимаемых в работе не вызывает никаких сомнений.
Однако необходимо принять во внимание, что большинство практиков, получивших
Дар (а это без сомнения всегда Дар), не имеют вожделенного доступа к паутине
ИНТЕРНЕТ. В большинстве случаев это малограмотные, неукоснительно следующие
традиции кудесники. В этом смысле создание АССОЦИАЦИИ может существенно
помочь в поднятии глубинных социальных пластов, которые содержат в себе
настоящие самородки оккультного опыта. Реальность осуществления этой задачи
целиком зависит от скоординированных практических шагов в ее реализации.
По этому поводу есть некоторые соображения и определенные наработки. Если
идея до сих пор кого-то волнует буду рад Вашим сообщениям.
Ответ: Спасибо за поддержку и понимание насущности проблемы. Вопрос
о создании ассоциации (или профсоюза) действительно актуален. «Спасение
утопающих - дело рук самих утопающих», мы должны сами взяться за это дело.
Если у Вас есть какие-либо практические соображения - давайте обсудим.
И пора приниматься за работу! Я хочу обратиться ко всем заходящим на эту
страничку. Коллеги! Выскажите свои мысли по этому поводу: какая должна
быть у нас организация, какие должны быть ее функции, кто может в нее входить,
какая у нее должна быть структура, финансирование и т.д и т.п. Котельникова
Анна
03.03.2000, 13:07:09
Алексей[aelik@mail.ru]
К письму Александра [additiv@ml.ussuriisk.ru] от 17.01.2000
Уважаемый Александр!
В любой работе, в любой профессии, в любом творчестве есть моменты блестящего
получения результатов, которые воспринимаются как легкие, ничего не стоящие,
«подумаешь, я бы тоже так мог», и которые на самом деле требовали очень
серьезной косвенной подготовки. Самая серьезная работа, которую я знаю,
- это создание веселого процесса обучения (или излечения) любому, даже
самому примитивному, навыку.
И без серьезного подхода результат не получается. Похоже, тебя смущает
(ничего, что я на ты?), что твой собственный накопившийся опыт позволяет
делать «легкие», но верные прогнозы. Это пройдет.
Об ошибочно выданных прогнозах: П.П.Глоба в свое время уделил внимание
людям с резонансными гороскопами, для которых больше действуют гороскопы
окружения. Не исключено, что в этом случае срабатывает твоя интуиция и
«ошибочно» выдаются более значимые для них прогнозы. Проверь статистику.
О выхолащивании. При переходе на более высокий уровень прежние сложности
оказываются примитивными. Правда, прежняя простота может показать новые
грани, которые окажутся совсем не так просты.
Увы, давать оценки мы можем только исходя из багажа собственного опыта.
Попробуй убедить себя, что негативное видение - это порог перед новым пониманием,
которое тебе предстоит отыскать.
Твоя работа важна окружающим тебя людям, они просто стесняются тебе об
этом сообщить, считая это самоочевидным. Отметь, что критикуют абстрактную
астрологию, а не тебя как специалиста (я надеюсь). У меня лично очень скептичное
отношение к абстрактно обозначаемой теории чисел (а это высокая университетская
наука), но пара моих очень хороших друзей избрали именно ее сферой своих
научных интересов. Жизнь богата парадоксами.
Надеюсь, что мой пространный рассказ не навел на тебя скуку своей банальностью.
Удачи.
Без особого поручения Таро-клуба, но с согласия Анечки Котельниковой,
Эл Лобанов
08.03.2000, 16:55:48
Евгений Колесов (Het Monster)[soprich@glasnet.ru]
Как многие помнят, в апреле 1999 года в Москве состоялся первый международный
конгресс по Таро. И тогда, на волне энтузиазма, все его участники дружно
высказались – и устно, и письменно (в анкетах) за соз-дание профсоюза,
или ассоциации, или как еще можно было бы назвать нашу с вами родную тарологическую
организацию.
Однако: на это, во-первых, нужны деньги. Услышав про деньги, чис-ло энтузиастов
сразу уменьшается на порядки. Ну ладно, в конце концов, шесть десятков
гадалок могут скинуться и легко набрать эти несчастные шестьсот долларов,
которые нужны для регистрации.
Во-вторых, сходили мы куда следует, то есть где регистрируют. И нам сообщили,
что словом Ассоциация имеют право называться только организации, в которых
участвует не менее 45 субъектов Федерации (а их всего-то, кажется, 57).
Значит, если мы (реально) можем набрать шесть-восемь городов (о субъектах,
то бишь краях и областях, и речи нет), то нас могут зарегистрировать как
Межрегиональную общественную организа-цию. Что, в общем, тоже не плохо,
но для этого надо из этих шести или восьми городов по шесть-восемь гадалок,
которые должны включить себя в список со всеми своими данными – ФИО, родился,
прописан и т.п., и сходить сделать ксерокопию своего паспорта со всеми
указанными дан-ными. За свои, естественно, деньги, у себя там в Челябинске
или в Тал-дыкургане. И послать нам в Москву, чтобы мы потом пошли с этими
доку-ментами регистрироваться. И как-то мне сделалось от этого кисло. Знаете,
мне никогда не было «больше всех надо», я просто помогал другим делать
то, что надо им. Но, узнав, что и как требуется для регистрации нашей несчастной
организа-ции (см. выше), я написал письма нескольким своим гадалкам в другие
го-рода с вопросом: «Оно вам нужно?» Самое смешное, что теперь, год спустя,
им оказалось это не так чтобы очень нужно. Вот и я теперь думаю: что дальше?
Если никому не нужно, то зачем дело-то затевать. Но, раз уж мы подняли
этот вопрос в Интернете, то давайте обсу-дим его не между нами – шестью
гадалками, а между всеми, кто сумеет принять в этом обсуждении участие.
Я же говорю: кому ходить документы носить – человек есть. Деньги найдем.
Главное – было бы это кому нужно. И, если захотите принять участие в обсуждении
этого злободневно-го вопроса, постарайтесь, пожалуйста, объяснить мне (и
себе) – ЗАЧЕМ.
Начальная страница | Круглостоловая |