Российская школа духовной арканологии.

Евгений Лазарев

Учение об Арканах настолько давно и органично вошло в духовную культуру России, что можно говорить о существовании (не прерывавшемся и в атеистическую эпоху) отечественной арканологической школы. Вводя этот прозаический термин, необходимо помнить, что в России разрабатывались преимущественно богословские вопросы учения об Арканах, а многие люди, которые этими вопросами занимались, осознавали себя рыцарями духовных орденов или по крайней мере членами кружков орденского типа, в большом количестве возникавших в России 20 - 30-х годов ХХ века - прежде всего как реакция на официальный материализм.

Однако российская арканологическая школа начинает складываться значительно раньше - в начале 1910-х годов. Немалую роль тут сыграли лекции об Арканах Таро, прочитанные в Петербурге в 1911-12 годах Григорием Оттоновичем Мебесом (мыслителем розенкрейцерской ориентации), а также известная работа об Арканах П. Д. Успенского (неоднократно переизданная в 1990-е годы).

Пожалуй, можно сказать, что ведущее место среди арканологов того времени вскоре занял Владимир Алексеевич Шмаков (? -1929). Благодаря недавней публикации его трехтомника в издательстве «София» современный читатель получил возможность детально познакомиться в его «наукой о духе»; однако фигура Шмакова остается изученной еще совершенно недостаточно. Его личность была легендарной даже для тех, кто знал его, и такие легенды до сих пор передаются в России, хотя и не стали предметом публикаций и исследования.

Во всяком случае, в 1916 году в Москве вышла ныне широко известная книга Шмакова об Арканах, а в последующие годы сформировался московский арканологический кружок. Как установил московский историк Андрей Леонидович Никитин, много лет изучающий архивы внеконфессионольных духовных движений России, в этот кружок входили, в частности, Зинаида Сергеевна Шмакова (урожденная Мусатова, жена В. А. Шмакова), Владимир Иванович Жданов (близкий друг Шмакова), Михаил Иванович Сизов (связанный также с духовным тамплиерством)... Впоследствии заметное место среди арканологов занимали Всеволод Вячеславович Белюстин (единомышленники именовали его «московским Сен-Жерменом» или просто «графом») - яркая, колоритная фигура; он, по сути, возглавлял арканологические разработки 1920-30-годов, развивавшие и углублявшие идеи В. А. Шмакова - вплоть до своей гибели в тюрьме или в лагере (полностью реабилитирован в 1957 г.). А М. В. Дорогова, пережившая период репрессий, сыграла существенную роль в работе «духовного андеграунда» 1950-70-х годов; она по праву «лидировала» в этом движении, ибо хорошо и давно знала не только арконологов, но и Аполлона Андреевича Карелина (1863-1926) - одного из вождей русских анархо-мистиков, основавшего в России духовные тамплиерские кружки (около 1920 г.).

Архивы российских арканологов сохранились чрезвычайно плохо. Наиболее серьезные их исследования были проведены А. Л. Никитиным и обобщены в книге: «Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в Советской России» (М. ,1998). Из журнальных публикаций нужно отметить цикл статей А. Л. Никитина «Тамплиеры в Москве» («Наука и религия» , № 4, 1992 - 7,1993) и его статью «Московский Сен-Жермен» («Знание - сила», № 6, 1998). Религиоведческие комментарии к некоторым из этих публикаций подготовил Е. С. Лазарев; он же является автором и обобщенного изложения собственно арканологических штудий последователей В. А. Шмакова (эти наброски довольно «сырые», и их академически выверенная публикация требует значительной дальнейшей работы; в настоящее время эти материалы переданы А. Л. Никитиным в РГАЛИ).

Мы предлагаем вашему вниманию обобщенный очерк «доктрины» ХХI Аркана - чрезвычайно важного для российских арканологов. Дело в том, что постижение каждого из Арканов рассматривалось ими как соответствующая ступень посвящения. ХХI Аркан знаменовал собою посвящение Параклета, Духа-Утешителя - а ведь именно Орденом Духа называли себя российские арканологи.

ПОСВЯЩЕНИЕ ДУХА-УТЕШИТЕЛЯ

Среди заоблачных вершин, окутанных синеватой дымкой, на самом краю нависшей над пропастью скалы застыла человеческая фигура. Вечер; Солнце еще золотит ледники вершин, но внизу уже сгущается мрак, и глубокие долины зияют чернотой бездны. Царит совершенная тишина; ни один звук не нарушает безмолвие гор. Странен вид человека, стоящего над пропастью: он одет в шутовской наряд, когда-то яркий, но теперь поблекший. Человек смотрит не в пропасть, грозящую ему гибелью, а куда-то в сторону; он не замечает и крокодила с отверзтой пастью, притаившегося за обрывом, и пса, который следует за ним по пятам, разрывая его одежду. В правой руке безумный Путник держит прочный жезл, но не опирается на него и не пытается отогнать им пса. Левой рукой Путник придерживает конец палки, на которой укреплен его вещевой мешок, довольно больших размеров. У ног Путника - поверженный во прах обелиск, которого он также не замечает.

Этот Аркан в его упрощенном, гадательном качестве носит название «Безумец» - название, скрытый смысл которого не противоречит самым возвышенным его толкованиям. Ибо та высота духа, которая соответствует этой ступени посвящения, по меркам мира дольнего действительно может восприниматься как безумие. Ведь эта ступень, по учению русской арканологической школы, знаменует вершину «Колонны Иона», то есть предельное раскрытие в каждом индивидуальном человеке («Ионе») той «Печати Духа», которая выражает всю жизненную миссию этого человека.

Символическая картина Аркана построена на кажущихся противоречиях. Так, вознесенность Путника в горнюю высь может означать победу над дольним - или отчужденность от мира; изорванная одежда может указывать не только на шута, но и на пророка. Неясно, стоит ли Путник перед концом долгого пути или перед началом гибели, перед падением в пропасть. И что означает пренебрежение опасностями (пропасть, крокодил, собака)? Неведение - или эти опасности просто уже не существуют для посвященного Путника?

Символ его посвящения в картине этого Аркана - жезл, который в других описаниях бывает заменен розой. Смысл этой, 21-й ступени посвящения заключается в преодолении Путником «Бездны Перехода» от земного бытия к непостижимому предстоянию перед «Божественными Локрами Абсолюта». Причем это преодоление совершается не для личного «спасения души», но для того, чтобы стать рыцарем Ордена Духа и в самоотверженном духовном делании вести через «Бездну Перехода» всех людей, во всех мирах. Именно Орденом Духа называли себя и сами русские арканологи, видевшие свою миссию в том, чтобы приготовить пути для нисшествия Святого Духа-Утешителя («Параклета» по-гречески) в наши несовершенные «обители воплоощения».

Рыцарь Духа - Путник XXI-го Аркана - несет в своем заплечном мешке атрибуты Мага (из 1 Аркана): меч, чашу и пентакль; несет, как заурядный скарб, поскольку атрибуты магической власти уже не нужны ему. Он пренебрегает собаками и крокодилом (символы изжитых низших форм бытия) и не смотрит на поверженный обелиск - скрижади земной мудрости. Путник постиг мудрость духовную - постиг тайну, которую русские рыцари Ордена Духа считали глубоко сокровенной и с которой никогда не говорили напрямую.

Эта тайна - необходимое для преодоления «Бездны Перехода» единение «Колонн Иона и Махарши»: мужского и женского аспектов проявленного бытия, индивидуального сознания и нерасчлененного «Белого Потока Великой Матери Всего». В наследии русских арканологов есть лишь намеки на важную роль, которую играют в этом таинственном единении различные ипостаси «Божественной Матери» : духовная водительница Леокрана, излучающая теплый душевный свет нежная Эманэт, могущественная Матрея...

Трудно взойти даже к вершинам земных гор, что сияют над Путником своими вечными снегами. Безмерно труднее достичь венца всего материадьного бытия. И XXI Аркан иногда называют «нулевым». Нуль означает, что индивидуальный человек может и не перешагнуть Бездну, может остаться на прежнем уровне земного бытия в следующем цикле существования Вселенной. Но есть и другой оттенок смысла у нуля: он включает в себя все числа предыдущих Арканов; он - «вместилище всех доктрин Священной Книги Тота».

Начальная страница Альманах
Hosted by uCoz