Хранительница

Евгений Лазарев

...Когда мы познакомились с ней, ей было уже за девяносто. Пережив всех тех, с кем начинала она свой долгий путь духовного делания, она тихо и незаметно жила в скромной избушке, в подмосковном поселке Медвежьи Озера. Рядом с поселком действительно расстилается гладь овеянных легендами озер, на берегу которых можно встретить следы стоянок человека каменного века, — озер, осененных вековыми дубами, пустившими корни на древних славянских курганах. Здесь снились ей удивительные сны, созвучные тем священным символам, сквозь которые она воспринимала мир на протяжении почти всей своей жизни...

Вера Ивановна Филоматова нарушила почти отшельническую замкнутость своего мира, когда в 1992 году откликнулась письмом на публикации первых статей А. Л. Никитина из цикла «Тамплиеры в Москве» (в журнале «Наука и религия»). Мы с Андреем Леонидовичем приехали тогда к ней и с тех пор нередко наведывались в Медвежьи Озера, уточняя детали давно минувших событий, а также нюансы истолкования различных древних символов. Естественно, говорили и о том, что было для Веры Ивановны, по ее словам, «святое святых — об Арканах Таро. Дочь священника с фамилией, удивительно соответствующей ее духовным устремлениям (Филоматова — от греч. «любящая знание»), она родилась 28 июля 1901 года. Уже в 1917 году начала работать, сначала учительницей, а с 1919 года — в госпитале. К середине 20-х годов получила высшее медицинское образование. И тогда же стала членом одного из московских тамплиерских кружков — рыцарем Ордена Света.

Да, эти люди называли себя духовными рыцарями, призванными самоотверженно служить ближним на всех путях своих, постигая при этом священную науку мистического восхождения в «Верха Несказанные», к «Престолу Бога Великого». Однако, строго говоря, настоящих орденских структур (подобных тем, что существовали у исторических тамплиеров) в тогдашней России не было. Были разрозненные, немногочисленные кружки, весьма свободно толковавшие свои крайне простые ритуалы. По сути, чисто орденская деятельность сводилась к совместному чтению и обсуждению легенд о средневековых рыцарях и об ангельских мирах, о битвах горних воинов Света с темными силами, о том, что милосердием Божиим предопределено конечное спасение и «восхождение в Верха» даже для тех, кто ныне зол и грешен, даже для душ животных и растений...

Усвоение всего корпуса этих легенд (более 120) было, по-видимому, необходимой духовно-этической подготовкой к посвящению в «арканологический» Орден Духа. Впрочем, в реальной жизни духовного подполья 20-30-х годов любые организационные, посвятительные и т.п. моменты выглядели гораздо неопределеннее и «самодеятельнее», чем может показаться сейчас (например, по разысканиям А. Л. Никитина, символом Ордена Света была белая роза, а по рассказам В. И. Филоматовой — красная; символом Ордена Духа Вера Ивановна называла голубую астру, что как будто не находит подтверждения в других свидетельствах).

Тем не менее, учение об Арканах передавалось от кружка к кружку, от человека к человеку, — несмотря на начавшиеся аресты. Вера Ивановна была арестована очень рано — в 1926 году. Тогда еще не заработал в полную силу механизм репрессий, и ее выпустили через два месяца. Она дождалась освобождения мужа (он получил три года) и потом четверть века самоотверженно, без отдыха, нигде не задерживаясь надолго, несла крест провинциального врача на Урале, в Сибири...

И ей удалось не только самой избежать повторных, более опасных арестов (они начались с 1929-30 гг.), но и уберечь мужа, Виктора Сергеевича Пикунова (1900-1984), который всюду сопровождал ее в ее скитаниях, вплоть до середины 50-х годов. А потом они смогли, наконец, обвенчаться и «осели» в Медвежьих Озерах.

Начался новый этап в жизни Веры Ивановны. Стало возможным встретиться с уцелевшими друзьями, поделиться книгами и рукописями. И все-таки главным для нее оставалось сокровенное горение души, уже обогащенной опытом духовного восхождения, но продолжавшей открывать все новые и новые глубины в том, что стало не просто воспринятой извне традицией, но основой жизни. В 1960-е годы Вера Ивановна создает поэтические тексты ко всем двадцати двум Старшим Арканам, работает над их истолкованием. Эта работа продолжалась и в 90-е годы, когда появилась возможность использовать опубликованные эзотерические источники (Вера Ивановна, насколько могла, следила за книжными и журнальными новинками).

Все это совершалось строго конспиративно. Наверное, это была перестраховка: ведь с 70-х годов некоторые люди, прежде связанные с орденскими кружками ( или отдельными их представителями), уверенно заявили о себе, скажем, в востоковедении, в публикации наследия Н. К. Рериха и т.д. Однако в те дни, когда я сидел в избушке Веры Ивановны и слушал, как она тихо и проникновенно - не голосом, а сердцем — читает свои переложения Арканов, было ощущение, что она исполняет не менее важное предназначение, чем «пробивание» какой-либо серьезной публикации. Пусть не было в этих простых по форме стихах шмаковской философской эрудиции и богословской «проработки» темы — но передо мною была живая хранительница, способная передать не букву, но дух учения. Это была поистине «Вера», «любящая знание»...

...Она умерла 1 июля 1996 года, после тяжелого инсульта. Ее тело похоронили на кладбище у Медвежьих Озер, где древние дубы склоняются над славянскими курганами. А душа ее ушла «в Верха» , свято веруя, что близится эра Святого Духа=Параклета, что скоро, как сказано в одной из тамплиерских легенд, низойдут на Землю прекрасные ангельские девы - Рафаэлины, несущие с собой мистические розы любви и сострадания...

Начальная страница Альманах
Hosted by uCoz