Эволюция нулевого Аркана

Анна Котельникова

Аркан «Шут» («Глупец», «Блаженный», «Дурак», «Безумец», «Слепец», «Алхимик», «Дух Эфира» и т.д.) занимает совершенно особое положение в колоде. Где его ставить: в конце или в начале; воспринимать ли его как предупреждение о неверном шаге или же как благоприятный случай, божественное покровительство? По этому и многим другим вопросам у специалистов нет общего мнения. В этом кратком очерке мы постараемся пронаблюдать эволюцию «Шута».

Аркан «Шут» за столетия существования ТАРО претерпел множество изменений. Менялось изображение Аркана, менялось его место в колоде.

На карте из самой древней, сохранившейся до наших дней колоды Висконти-Сфорца (создана в середине XV века) мы видим стоящего человека в лохмотьях. Из головы его торчат перья, на плече — палка (возможно, орудие, которым он вынужден обороняться от агрессивного внешнего мира). Это нищий, а не шут. Дурак — как безумец, не умеющий жить. Страх нищеты очень силен в человеке. Это один из самых сильных страхов. Его можно смело поставить на второе или третье место после страха смерти. Эволюция образа этой карты идет по направлению к Шуту — смешному, одетому в скоморошьи одежды персонажу. От страха бедности человек пытается защититься смехом, превращением нищего в смешного шута.

В средние века люди не понимали душевнобольных и боялись их. На протяжении столетий "безумцев" подвергали изоляции, избегая общаться с ними и даже изгоняя их. В некоторых странах их бросали в тюрьмы, где гноили вместе с преступниками. Самое распространенное средство в средневековой Европе избавиться от тяжелого груза невменяемых или странно ведущих себя людей — "Корабль дураков". Несчастных собирали и сажали на корабль, который отдавали на милость волн. Этот корабль стал символом безраздельной власти случая, слепого следования судьбе. И это был еще довольно гуманный способ "лечения", ибо если за умалишенных брались медики, то жизнь несчастных больных превращалась в кромешный ад. Наиболее распространенными способами врачевания были побои, голод, обливание водой или вращение на хитроумных устройствах. Но чаще всего больных помещали в клетки, держали в наручниках, в цепях. Поэтому и Аркан "Дурак" того периода несет на себе печать изгоя и персоны "нон грата".

Бурный всплеск интереса к ТАРО пришелся на XVIII век, совпадая по времени с реставрацией ордена тамплиеров. В этот период карточную колоду взяли «под свое крыло» различные масонские ложи, ища в каждом Аркане сокровенные знания. Появившиеся в тот временной период колоды несут в своей символике явный отпечаток масонской идеологии. Как же эволюционировал в те времена наш Дурак?

В отличие от остальных Арканов, Дурак свободно "гуляет" по колоде, у него нет четко определенного места. В некоторых колодах его оставляют без порядкового номера, в некоторых ему присваивают двадцать первый номер, а в некоторых двадцать второй, некоторые даже ставят в самый конец колоды семьдесят восьмым.

На карте из Марсельского ТАРО мы уже видим бредущего по дороге человека с котомкой за плечами. У него появились скромные пожитки, он уже не так беден и жалок. Синяя сумка за спиной наполнена кармой прошлых воплощений. Человек не в силах освободиться от нее и продолжает нести этот тяжкий груз из воплощения в воплощение. Из одежды на нем только пестрая накидка, указывающая на неразборчивость в формах самопроявления. Глупец смешон в своей наивности, не замечает грозящих опасностей. Взор устремлен вперед и он как бы не замечает кусающего животного. Этот персонаж в Марсельском ТАРО не вызывает у нас симпатии, это дурак, пренебрегающий окружающим миром. Это маргинал, стоящий на обочине социума. Чувство страха превращается в пренебрежение.

Такой же подход к интерпретации Шута и у Эттейллы. Тот же набор символов, что и в Марсельском ТАРО, но появляются новые детали. Во-первых, у Эттейллы впервые звучит название Аркана «Алхимик», а это уже намек, что за нищенскими лохмотьями может скрываться неутомимый исследовательский дух. Во-вторых, появляются некоторые новые символические детали. Колокольчик на поясе Шута — в древние века подобный колокольчик вешали прокаженным, дабы другие люди могли его сторониться. За спиной Шута дверь — дверь храма официальных знаний, который он покинул. Дорогу преграждает поверженный обелиск, из-за которого выглядывает крокодил, что можно расценивать как предупреждение, что пренебрежение культурными ценностями таит в себе опасность быть поглощенным вечностью. Кроме того, Аркан помещен Эттейллой в самый конец колоды и имеет порядковый номер 78. Можно сказать, что Эттейлла названием "Алхимик" дает намек, что этот персонаж не так жалок и прост, как кажется на первый взгляд. Мудрость может скрываться за самыми странными нарядами.

XVIII век приносит новые археологические открытия и Европу захлестывает мода на Египет. Появляется множество трактатов и исследований о таинственной египетской культуре. Каждый исследователь теперь считает делом своей чести доказать происхождение исследуемого объекта из глубины веков умершей цивилизации. Эта мода не могла не коснуться и ТАРО. В 1781 году выходит в свет энциклопедия «Первобытный мир» Курта де Гебелина, в которой он говорит о египетском происхождении Арканов ТАРО и называет их «египетской книгой Тота». Активно эксплуатировал гипотезу о египетском происхождении и Эттейлла, но в его картах отсутствовала какая-либо египетская символика. Лишь позднее, в начале ХХ века, стали появляться карты-стилизации «под Египет». В этих колодах использовались материалы исследований Курта де Гебелина.

Приведенное здесь изображение из колоды «Ибис ТАРО» (1991 год) сделано по мотивам Египетского ТАРО, реконструкции работ Валькур-Вермона. В этой колоде Аркан занимает такое же место, как и у Эттейллы (№78) и называется «Крокодил» (иногда «Слепец»). На Аркане «Египетского ТАРО» нам предстает совсем мрачная картина: человек, не имеющий глаз, шагает прямо в пасть крокодила, выглядывающего из-под обломков обелиска с иероглифами (обломков египетской цивилизации). В небе зловещее знамение — солнечное затмение. Страхом и безысходной тоской веет от этой карты. И тот факт, что Аркан поставлен в конце колоды, как бы говорит о том, что все разрушается, и все цивилизации разрушаются безумными слепцами. Это не начало пути. Это пессимистический конец. Антиутопия.

В XIX веке во Франции, в содружестве двух оккультистов Освальда Вирта и Станислава Гвейта, учеников Элифаса Леви, появляется новая колода, саккумулировавшая в себе все философские и каббалистические воззрения французской оккультной школы того времени (впервые колода Освальда Вирта была напечатана во Франции, в 1927 году.). Изображение Шута в этой колоде сохранило основной сюжет Марсельского варианта, включив детали (поверженный обелиск и крокодил) от Эттейллы. В соответствии с каббалистической французской традицией, нулевой Аркан в колоде Освальда Вирта приводится в соответствие с буквой Шин и стихией огня. Карта не имеет номера, она свободно гуляет по колоде, как калика-странник, как блаженный, юродивый.

В 1887 году в манускрипте "Книга Т" Мазерс раскрывает эзотерические атрибуты ТАРО, где соотносит нулевой Аркан с буквой Алеф и стихией воздуха, а также ставит его в самое начало колоды. Но до XX-го века этот подход не нашел своего воплощения в конкретной колоде.

Здесь можно подвести краткий итог эволюции Аркана "Шут" вплоть до начала 20-го века. За несколько столетий образ Глупца изменился незначительно. Страх бедности, нищеты лишь спрятался за шутовскими одеждами и нелепым дурацким колпаком. Презренный изгой сменился изгоем, признаваемым обществом, не имеющий прав обрел статус, ширму, за которой его поступки перестали восприниматься как общественно опасные. Но ни признания, ни защиты Шут не получил. Он так и остался Глупцом, готовым по собственной вине споткнуться на ровном месте и свалиться в глухой овраг, Дураком, чье существование интересно только вцепившейся в его лохмотья зверюге. Для толкователя Таро эта карта была неприятным и нежелательным символом.

Как же происходит развитие этого образа в просвещенном 20-м веке? Начать нужно с замечательной колоды доктора Папюса (1909 год). Эта колода очень проста и глубока одновременно. В Аркане Дурак практически полностью сохранен набор символов Марсельского ТАРО и ТАРО Освальда Вирта. Но Безумец более отчетливо превращается в Путника. Мешок за плечами, легкая походка, но под ногами обрыв (или яма?). Дикий зверь превратился в собачку, которая хватает за посох и пытается остановить. Карта имеет порядковый номер 21 и соответствует букве Шин.

В 1910 году появляется и по сей день самая популярная колода — ТАРО Артура Уэйта. Карты в этой колоде расположены согласно порядку, установленному английской школой ТАРО. Аркан Шут имеет номер 0 и занимает первое место в колоде. В этой колоде, на мой взгляд, было совершено качественное изменение в понимании и подходах к этому Аркану. На этой карте нам уже предстает совсем другой образный строй. От страха быть вне социума человек защищается сознанием своей исключительности, своей избранности. Фигура шута приобретает легкость, взгляд его романтически устремлен вверх, в руках цветок, символ чистоты и возвышенности, за плечами легкий узелок (как предполагают некоторые исследователи, в этом узелке лежат магические инструменты, которыми он еще не научился пользоваться, но которые станут его орудиями в следующем Аркане). И пестрый неопрятный хищник превратился в милую белую болонку, которая никак не может кусать, а, скорее, является его преданным слугой. Теперь уже Шута можно рассматривать как невинного глупца, наивное дитя (традиционный образ Иванушки-дурачка), которому играючи достается успех, недоступный для многих. Он уже превращается в символ внутреннего ребенка и символизирует собой начало путешествия во внешний мир, начало познания. Ведь за маской Дурака легко спрятаться любому инакомыслию и свободному духу.

Здесь же нельзя не коснуться созданной примерно в то же время (1944 год) и не менее популярной колоды Алистера Кроули. Хотя Кроули всячески высмеивал колоду Уэйта, считая ее упрощенными иллюстрациями, но образ его Дурака схож с Шутом Артура Уэйта. На карте Кроули Шут — это Солнечное Дитя, обвитое радужной спиралью, как пуповиной. Это символ начала жизни. Но здесь же появляется и новое значение «Шута» — иррациональное начало, не поддающееся логике прозрение, инсайт·. Впоследствии этот Аркан соотнесли с планетой Уран.

Вторая половина двадцатого века принесла культуре ТАРО необычайный всплеск популярности и несметное количество новых колод. Основная масса новых карт следует традициям Марсельского ТАРО и колоды Уэйта, но встречаются и весьма оригинальные. Есть стилизации под культуру американских индейцев, есть под китайскую символику, появилось «ТАРО Санкт-Петербурга» с картинками под Палех. Есть колоды по мотивам литературных произведений. Так, например, недавно вышла колода «Властелин Колец», где каждый Аркан изображен как сюжет из одноименной книги Толкиена.

В 80-е годы появилась колода «Medieval Scapini Tarot» — новое прочтение древней колоды Висконти-Сфорца. Автор — художник, занимавшийся воссозданием утерянных карт старой колоды. Работа над древней колодой так захватила его, что по окончании реставрационных работ он создал собственную. Старшие Арканы сделаны по мотивам колоды Висконти-Сфорца, а младшие снабжены оригинальными и весьма интересными рисунками.

В 90-х годах в России (благодаря пиратским изданиям) была очень популярна колода «Золотое ТАРО». На самом деле она называется «Stairs of gold» — «Золотые ступени», автор — итальянец Джорджио Таваглиони (1978 год). Эти карты на редкость богаты различными соответствиями, продолжают традиции школы Элифаса Леви, так же как и колоды Папюса, Вирта и Калиостро.

За последние несколько десятилетий появились многие десятки и сотни (а может быть, и тысячи!) новых колод, где каждый автор пытался по-своему выразить понимание древних оккультных принципов. Некоторые художники следуют сложившимся канонам, другие же не боятся самых смелых решений и нестандартных интерпретаций. Но вот что интересно. Можно выделить некоторую общую тенденцию в эволюции карты «Шут» в современных колодах. Глупец все больше отрывается от земли, он уже больше похож на легкого арлекина, он уже как бы летит над землей, над пропастью, над всеми опасностями материального мира (колода «Ceremonial Magic», «Karma Tarot», «Tarot of the Spirit» и т.д.). Или же наш Сумасшедший превращается в задумчивого Пьеро с раненым белым лебедем в руках — образ скорби о несовершенстве этого мира и философских размышлений (колода «Haindl Tarot»).

Как мы видим, существенная трансформация образа "Шута" началась с наступлением 20-го века. Последнее столетие второго тысячелетия было отмечено грандиозными событиями в истории человечества. Это и "прорыв во внешний мир" — научно-технические открытия, позволившие совершить рывок в развитии всей цивилизации, это и "прорыв вовнутрь" — обращение к душе человека, индивидуализация личности. Теперь уже человек не просто представитель своего народа, нации, класса, сословия и семьи, он становится индивидуальностью, вмещающей в себе всю вселенную. И низменные страхи получают возможность трансформироваться в свободу самопроявления, свободу мысли и творчества. Этот глобальный процесс связан с наступлением Эры Водолея. Последнее время было поднято много шума, появилась масса спекуляций на тему смены эпох. Но надо помнить, что такие глобальные события не имеют точной календарной привязки и эпоха не наступает в одночасье. Эра Водолея уже давно начала изменять наше сознание и приносить новые открытия. На примере анализа эволюции Аркана Шут мы видим, что с началом XX-го века происходят значительные изменения в сознании человека. Внутренний мир отдельной личности обретает особую ценность, появляется больше свободы самовыражения. Нулевой Аркан из символа нищеты и ущербности превратился в символ внутреннего ребенка, светлого и творческого начала. Шут не отделен от человечества, он является его начальной единицей, той меркой, посредством которой раскрываются и оцениваются последующие карты. Из набора несвязанных друг с другом возможностей колода ТАРО стараниями эзотериков превратилась в стройную систему переходящих от одного к другому архетипов. Появилась возможность рассматривать результаты гадания не как неодолимую Судьбу, но как показатель уровня достижений человека в том или ином вопросе. Шут только начальная точка на длинной шкале архетипов, но без этого начала отсчета остальная система рассыпается нагромождением ужасных и счастливых событий, не подчиненных законам причинно-следственных связей. Как и обещано, в период эры Водолея основной мерой всех вещей становится индивидуальная точка зрения человека, через свой нестандартный взгляд связанного со всеми чудесами нашего обыденного мира. Шут выходит из своей темницы на поиски нового Мира. Начинается мистерия карт ТАРО.

Начальная страница Альманах
Hosted by uCoz